Краудфандинг – новый путь финансирования культурных проектов. Статья Харловой К.В., студентки 3 курса Тюменского государственного института культуры, г.Тюмень, Россия.

Аннотация:  В статье рассматриваются виды краудфандинга как народного финансирования, анализируются данные о краудфандинговых площадках для финансирования культурных проектов в России и за рубежом.

Краудфандинг –

новый путь финансирования культурных проектов

         Аннотация: В проектной деятельности одним из главных вопросов считается привлечение финансовых средств к проекту. Использования различных технологий, в том числе Интернета привело к созданию краудфандинга – нового пути финансирования проектов. В статье рассматриваются виды краудфандинга как народного финансирования, анализируются данные о краудфандинговых площадках для финансирования культурных проектов в России и за рубежом.

В 1997 году поклонники группы «Marillion» самостоятельно организовали и провели рекламную кампанию и собрали для своих кумиров шестьдесят тысяч долларов для финансирования их гастрольного тура по Соединённым Штатам Америки. Это был первый краудфандинговый ход в американской истории. Позже появился ArtistShare – первый краудфандинговый сайтдля музыки и в дальнейшем такие проекты стали расти в геометрической прогрессии.

Краудфандинг в дословном переводе с английского:crowd — «толпа», funding — «финансирование», многие называют этот метод «народным финансированием». Принцип краудфандинга очень прост — выкладываешь в сеть идею и собираешь голоса, а затем и деньги тех, кто готов тебя поддержать. Чем больше «акционеров» у проекта, тем меньше сумма на одного человека.

Существует три варианта развития краудфандингового проекта после его завершения:

  1. Если целевая сумма не была достигнута, то все средства возвращаются на счет хозяевам.
  2. Реже краудфандинговые платформы позволяют забрать вырученные средства, несмотря на неудачу, но в настоящее время все больше организаторов отказываются от такого завершения проекта.
  3. Если же проект был успешно завершен, то компания или физическое лицо получает все вырученные средства за вычетом сервисных сборов.

Главным отличием краудфандинга от благотворительности — наличие вознаграждения для каждого человека, который вносит свои деньги в проект. Вознаграждение может быть, как виртуальным, так и реальным. По виду вознаграждения различаю три типа проектов:

  • Благотворительность

Эта модель – фактически сбор пожертвований, проявление альтруизма, так как большинство проектов, основанных на этой модели вознаграждения – социальные, медицинские и политические. Благодарность остается на усмотрение организатора проекта, но она очень относительна («спасибо» или упоминание на сайте). Стоит заметить, что в чистом виде без вознаграждения такие проекты встречаются очень редко, и в большей мере с очень малой запрашиваемой суммой финансирования, в основном организаторы пытаются вознаградить спонсоров любыми подарками, даже маленькими, но памятными.

В таком типе проектов основной мотивацией спонсоров становится не получение вознаграждения или выгоды, а поддержка близких по душе инициатив.

  • Награда

Награда или нефинансовое вознаграждение – на сегодняшний день самый распространенный тип проектов. Главной особенностью его является получение спонсором нефинансового вознаграждения – награды. Краудфандинговые платформы рекомендуют в качестве награды предлагать продукт проекта. Например, если цель проекта – проведение концерта, то билеты на него станут отличным вознаграждением.

  • Инвестирование или Краудинвестинг

Отличительной особенностью краудинвестинга является наличие финансового вознаграждения, это вложение капитала с расчетом на дальнейшую финансовую выгоду, поэтому этот вид рассматривается как инвестиции. Различают три типа краудинвестинга:

  1. Роялти – помимо нефинансового вознаграждения спонсор получает долю от доходов или прибыли финансируемого проекта;
  2. Народное кредитование – ключевой особенностью этого типа краудинвестинга является четкий план-график возврата заемного капитала, то есть инвестор получает обратно все свои вложения с оговоренным заранее процентом;
  3. Акционерный краудфандинг – в качестве вознаграждения инвестор получает часть собственности, дивиденды или акции предприятия.

Краудфандинг в России

В России краудфандинг основался гораздо позже, в 2007 году. Первый проект — Kroogi, основанный Мирославом Сарбиевым, открылся под девизом «Заплати, сколько считаешь нужным» и до сих пор работает, и развивается.

Текущая оценка оборота рынка краудфандинга в России составляет 160-180 млрд рублей из которых 70-80% приходится на две самые популярные площадки planeta.ru и boomstarter.ru. В структуре заявок на получение финансирования лидируют проекты по таким отраслям как технологии, искусство и культура, а по количеству собранных средств – проекты, связанные с кино и музыкой, причем средний объем заявки в сегменте «Технологии» составлял 1,7 млн рублей, в то время как по остальным проектам – 600 тыс. рублей.

Planeta.ru открылась в 2012 году, но уже стала одной из главных российский краудфандинговых площадок. За время ее существования профинансировано более 3000 проектов на сумму более 325 млрд рублей. Самый интересный факт – ее идеологом и сооснователем стал Макс Лакмус – бас-гитарист группы «Би-2», а первый проект, реализованный с помощью этой площадки – создание нового студийного альбома группы.

Еще существует boomstarter.ru – проект, ничуть не уступающий «планете», созданный также в 2012 году, но по большей части ориентированный на нематериальное вознаграждение – награду. Есть еще несколько отличий. Так, Boomstarter работает по такой схеме: если проект не успевает собрать всю сумму, деньги возвращаются инвесторам, грубо говоря, либо все, либо ничего.

Краудфандинг в сфере культуры

Для творческих людей краудфандинг – это не только новый способ найти деньги на проект, а еще и огромный стимул для реализации своих идей, шанс рассказать о себе всему миру.

На настоящий момент существует несколько российских и зарубежных площадок, направленных на проекты, связанные с культурой и искусством.

Ulule, Франция

Ulule, с момента своего основания в 2010 году, помогла собрать средства для 4900 проектов с вероятностью успеха в 67 процентов. Она стал первой платформой, которая работала по двум направлениям: менеджер проекта мог выставить сумму, требующуюся для реализации, либо устроить предпродажу, где спонсоры могли сами устанавливать цену на товар или услугу.

Crowdculture, Швеция

Метод финансирования этой платформы весьма интересен. Проект может привлекать средства как частных инвесторов, так и средства из государственного фонда.

Goteo, Испания

Эта платформа дает возможность не только получить средства на финансирование проекта, но и реализовать их. Goteo имеет уникальную методику финансирования в два тура. В первом туре нужно собрать минимально необходимую сумму для запуска, а во втором – оптимальную для завершения.

Derev, Италия

В Италии это самая сильнейшая интерактивная платформа для внедрения социальных инноваций. Она многофункциональна — дает возможность не только собирать средства для проектов, но и подписи для петиций, заказывать телеэфир для трансляции обращений или интервью.

Wemakeit, Швейцария

Крупнейшая платформа Швейцарии для творческой индустрии. Кроме того, Wemakeitподдерживает также некоммерческие организации, финансируя их проекты и помогая развивать их сообщества. За последние два года платформа помогла запустить 550 проектов на общую сумму 4 миллиона швейцарских франков.

Улей (Ulej) и Талакакошт(Talaka), Беларусь

Прогрессивные мировые тенденции достигли также Беларуси – первые краудфандинговые платформы заработали и тут. «Улей» и «Талакакошт» позволяют собирать средства на любые благие цели, но пока наиболее популярным является социально-культурное направление и все, что связано с национально-культурной идентичностью.

Спільнокошт(Biggggidea), Украина

Biggggidea нацелена на развитие сильного и открытого общества, на реализацию желанных системных изменений. На платформе «Спільнокошт» собирают средства на проекты в сфере образования, здравоохранения, литературы, музыки, журналистики и научных исследований.

YguruYogur, Азербайджан

Новая краудфандинг-платформа, созданная при поддержке Фонда молодежи Азербайджана, также направлена на реализацию культурных проектов. Пока что доступна только бета-версия сайта на азербайджанском языке.

Краудфандинг как новый путь финансирования культуры в России еще не так популярен, как за рубежом, но он имеет огромный потенциал, как в сфере культуры, так и в смежных ей сферах. Как показала статистика, отдельные проекты культуры и искусства уже получают должное финансирование, и площадок, на которых можно получить спонсорство именно по культурно-творческим проектам, становится все больше.

Литература

  1. Глухова, Е. В. Краудфандинг и Краудсорсинг как инструмент привлечения средств для реализации проекта [Текст] / Е. В. Глухова / / Менеджмент и маркетинг. – Москва, 2012. С. 68-70.
  2. Кочиева, А. К. Краудфандинг как современная форма привлечения финансовых ресурсов [Текст] / А. К. Кочиева / / Экономика: теория и практика. – Москва, 2013. С. 32-37.
  3. Кочиева, А. К. Современные тенденции развития инвестиционного рынка России в контексте международного сотрудничества / / Экономика: теория и практика. – Москва, 2013. №4 (32).
  4. Рогова, А. В. Краудсорсинг как инструмент социально-экономического развития региона: [Электронный ресурс] – сайт «Научное образование» – Режим доступа: http://www.science-education.ru.
  5. Тегин, В. А. Краудфандинг как стратегия инвестирования в инновации / / Мир транспорта. – Москва, 2014. С. 98-106.
  6. Хау,Джефф. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012. 288 с.
Краудфандинг
Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Пока оценок нет
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.