Антонцева Юлия Николаевна, Ефимова Ольга Сергеевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга»

Романовский собор у Кремлевской стены в Санкт-Петербурге

Религия только одна,
но в сотне обличий.
Бернард Шоу

Завершающим мероприятием по знакомству с храмами Санкт-Петербурга стало посещение православного Собора Феодоровской иконы Божией Матери, построенного в начале XX века на задворках Николаевского (Московского) вокзала. Возводили храм к 300-летию дома Романовых на средства, собранные «всем миром». Среди коренных жителей города его ещё называют «Романовский собор у Кремлевской стены в Санкт-Петербурге». Собор интересен всем: и историей своего создания с последующим скорым забвением, и возрождением уже в этом веке, и своими архитектурными формами. Автор проекта, Степан Самойлович Кричинский, писал: «Храм спроектирован мною и выстроен в стиле церквей XVII-го века, по типу и образцу храмов Ростова Великого и его области (Юрьев Польский, Ярославль и пр.).

Как известно, все пять ростовских церквей вместе с кремлем выстроены менее чем на протяжении 100 лет и в совокупности со стенами, башнями и палатами являют собой наиболее цельный и лаконичный образец русского стиля эпохи воцарения Дома Романовых».

В нашем рассказе о посещении Романовского собора, необходимо отметить, что к этому времени дети уже обращали внимание на архитектурные особенности культовых сооружений. Поэтому уже при выходе из автобуса большинство детей сразу же выделили нетипичность облика собора для православных церквей Петербурга. Чтобы рассмотреть собор, мы останавливаемся на углу Миргородской и Полтавской улиц. На другой стороне Миргородской улицы перед нами возвышался яркий ансамбль разновысотных белых зданий, прижавшихся друг к другу или соединенных «крепостными» стенами. По положению солнца определяем, что ансамбль обращен к нам своей северной стороной.

На крыше центрального высокого кубообразного строения на высоких белых барабанах с окнами бойницами сияют пять позолоченных куполов с крестами. На стене под крышей два ряда вертикальных высоких узких окон. Между верхней парой окон, занимая треть ширины стены, высоченный арочный проем с рельефным майоликовым красочным панно, увенчанным иконой Богоматери. Под панно стена украшена разнообразным резным орнаментом. В левый угол здания на половину его высоты и на треть ширины вжалась пристройка — многоугольная башня с невысокими окнами-бойницами и с темным куполом грушевидной формы, увенчанным маковкой с крестом. По своей форме и оформлению эта почти круглая башня напоминает башни крепостных стен старорусских городов Приволжья XVII века. За её куполом на левой стороне центрального здания просматриваются полусферы алтарных выступов, что подтверждает наш вывод: перед нами северная сторона собора. К правому углу центрального здания прижалась другая башня, квадратная в плане. Она выше и шире левой башни и накрыта невысокой шатровой крышей. Между башнями, под вторым рядом окон, выступающая галерея с арочными окнами, крытая черепицей. Под галереей между башен массивное открытое крыльцо с килевидной черепичной крышей. Там вход в здание храма. От него к правой башне наклонно вверх идет ещё одна крытая галерея. 

Кто-то из детей замечает, что по форме окон этой галереи и нижних окон башни можно догадаться о «спрятанной там лестнице». Позднее подтвердилось, что в наклонной галерее и квадратной башне находится Царская лестница, ведущая от крыльца в верхний храм собора. Не ускользнуло от внимания детей и то, что крыша башни с Царской лестницей, в отличии от крыш других башен собора, завершалась не большим православным крестом, а обручем с фигурой всадника пронзающего змея копьем – св. Георгия Победоносца. Небольшой крест венчал макушку обруча.

Появление такого завершения крыши собора над Царской лестницей, по-видимому, должно было напоминать всем, что ещё с времен Ивана Грозного легендарный Великомученик Георгий был олицетворением роли христианского государства по защите угнетенных. 

Вот уже сколько отличий этого собора от других православных храмов Санкт-Петербурга мы обнаружили только при внешнем осмотре. Интересно, а что будет дальше?

Продолжаем обзор. За правой башней видна белая стена, наверху которой, на уровне второго этажа, идёт ещё одна крытая галерея с арочными окнами. Она соединяет собор с отдельно стоящей белой восьмигранной колокольней, в открытых проемах которой видны колокола. Колокольня покрыта высокой шатровой черепичной крышей с крестом. Под галереей полукруглая арка – это проезд на территорию собора. К колокольне примыкает ещё одна стена, идущая вдоль Полтавской улицы. Она красного цвета с характерными зубцами в форме ласточкиного хвоста. Петя, который этим летом был в Москве, сразу признал в ней «Кремлевскую стену». Вот и ответ на вопрос о «Кремлевской стене в Санкт-Петербурге».

Обращаем внимание детей, что в отделке собора доминирует белый цвет. С древнейших времен он символизировал в православии духовную чистоту, нравственность и бесконечность Руси. А сочетание белых стен собора с красной «Кремлевской стеной» подчеркивает единение двух столиц России. 

В створе Миргородской улицы в стене две арки — это проезды в почтовый двор Московского вокзала. Слева от собора — отдельно стоящее здание под четырёхъярусной крышей с темным луковичным куполом, увенчанным крестом. У детей вопрос: что там? Позднее выяснилось, что это здание храма-часовни Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавшим за Веру Христову в России в XX веке. Часовня была построена в 1998 г. и как храм действовала на время восстановления Романовской церкви. Ещё раз окидываем взглядом ансамбль зданий и сооружений, стоящих перед нами. Несмотря на свою асимметричность и разнообразие его элементов по формам, высотам, размерам, архитектурный ансамбль собора уравновешен, привлекателен и хорошо запоминается.

Завершаем осмотр собора с Миргородской улицы, и все идем на переход через Полтавскую улицу. Переходим её и, пройдя вдоль «Кремлевской стены,» подходим к колокольне, соединённой с западной стороной собора стеной с галереей. За стеной, у юго-западного угла собора, видна ещё одна квадратная башня с шатровой крышей, увенчанной крестом. Дети, громко гомоня между собой, рассматривают стены галереи и западной стороны собора, украшенные резным орнаментом и цветными изразцами. С западной стороны входа в храм нет. Поэтому не останавливаясь сворачиваем к открытым воротам ограды храма и подходим с северной стороны к крыльцу, которое наблюдали стоя у автобуса. Перед нами открытое квадратное в плане крыльцо с килевидной крышей и двумя входными арочными проемами с северной и восточной стороны. Фронтон крыльца опирается на массивные шаровидные «колонны-кубышки». Крыльцо своим оформлением напоминает кры́льца древнерусских дворянских палат. Над северной входной аркой — мозаичная икона Спасителя.

Это «Царские сени», через которые можно попасть в нижний храм собора или, поднявшись по «Царской лестнице», в верхний храм. Но, прежде чем пройти в храм, мы отходим к забору и, задрав головы, рассматриваем на возвышающейся перед нами стене панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом». Панно снизу хорошо видно: на самом его верху красочная икона Божией Матери. Икона обрамлена ветвями родословного древа Романовых. Внизу панно, у ствола древа, на фоне Успенского собора Москвы стоят Патриарх Филарет (Фёдор Романов) и его сын Михаил, первый русский царь из династии Романовых, избранный на царствование Земским собором 21 февраля 1613 года. Стены собора и барабаны куполов также украшены затейливой резьбой. Помогаем детям найти изображения двуглавого орла, райской птицы, льва, единорога и другие мифические знаки и изображения.

Но пора идти, нас ждут! Подходим к крыльцу. В его наружных дверных проемах — стеклянные двери. Через них справа и прямо видны две пары мощных дверей. Дверь, расположенная прямо, ведут в нижний храм. Направо двери к «Царской лестнице» ведущей в верхний храм. Массивные крылья дверей покрыты медными листами, украшенными сложной комбинацией панелей, включающих тиснения с изображениями религиозных сюжетов и орнаментов. Вместо привычных дверных ручек на дверях висят массивные металлические кольца-стучалки, вызвавшие нескрываемый интерес у детей. 

В будние дни Царская лестница закрыта. Мы, пройдя прямо, входим в вестибюль, а из него, войдя в нижний храм, подходим к церковной лавке. Справа стол с книгами и брошюрами на религиозную тему. Максим идет искать брошюру о храме, он их коллекционирует. Саша просит купить свечки. Остальные, осматриваясь и продолжая гомонить, проходят в центр храма, где усаживаются на скамью, стоящую у столба, поддерживающего низкие арочные своды потолка. Через некоторое время подходит и здоровается священник собора отец Вячеслав. Дети, перестав разговаривать, встают и, поздоровавшись, обступают батюшку. Познакомившись со всеми, он кратко рассказал историю собора.

Строили его в начале прошлого века, к 300–летию царствующего дома Романовых. Бетонный фундамент заложили в 1911 году. Нижний храм посвящён святому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине. В ноябре 1913 г. были освящены два его придела. А 15 января 1914 года в присутствии императора Николая II и членов его семьи состоялось освящение главного престола верхнего храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери. После революции работы по достройке колокольни, кремлевской стены и внутренней отделке храмов приостановились. В 1920-х годах прекратились церковные службы. В те времена многие храмы закрывались. Их здания перестраивались или разрушались. Здание собора не стали разрушать. Видимо из-за того, что оно было выполнено из железобетона. Не только модного строительного материала для начала прошлого века, но и очень сложного для разрушения. В 1932 году здание решили использовать под молокозавод. При реконструкции его перестроили внутри, купола снесли, внутреннюю отделку и оформление уничтожили. Некоторые иконы и церковные ценности передали в музеи. И только через 70 с лишним лет было решено вернуть здание собора верующим. В 1998 году, не дожидаясь полного освобождения здания от оборудования завода, рядом с ним был сооружён и освящён храм-часовня, который мы и видели со стороны Миргородской улицы, слева от собора. Полная передача собора в ведение епархии состоялась в августе 2005 года. А через год началось его возрождение. Окончание работ было запланировано на 2013 год, к 100-летию со дня возведения собора и 400-летию дома Романовых. И это удалось сделать. 15 сентября 2013 года патриархом Московским и всея Руси Кириллом было совершено освящение трёх престолов верхнего храма собора в присутствии прихожан и государственных деятелей современной России.

В архивных документах не осталось никаких материалов о том, как задумывалось оформить нижний храм. Было только известно, что он посвящался царствующему дому Рюриковичей, предшественников дома Романовых. Его хотели оформить в традициях новгородских церквей XIII века. Поэтому полностью оформить нижний храма удалось только уже в наше время, при воссоздании собора. Сообщив это, отец Вячеслав предложил нам пройтись вдоль алтаря, отделенного от молитвенного зала тремя ступенями. «А где иконостас?» — спросил кто-то из детей. Отец Вячеслав пояснил, что в русских храмах тысячелетней давности алтари отделялись от молящихся невысокой алтарной перегородкой, а алтарная стена расписывалась религиозными сюжетами и изображениями апостолов, что мы и видим перед собой. Узнав, что среди детей были двое с нарушением зрения, он разрешил им подойти ближе к алтарной перегородки и при осмотре ощупывать всё руками. Далее мы прошли вдоль алтаря и в правом приделе обнаружили огромную крестообразную в плане мраморную ванну — купель для крещения взрослых полным погружением. «А что, взрослых тоже крестят?» поинтересовался кто-то из детей и получил утвердительный ответ.

Обойдя купель, мы прошли в центр храма, где между четырех массивных колонн, поддерживающих стрельчатые своды храма, на черном мраморном полу белым мрамором был выложен кольцевой лабиринт. Его «тропа», в виде дорожки из белого мрамора, была вписана в одиннадцать колец лабиринта последовательностью соединенных дуг длиной от четверти до почти полного круга.

Как пояснил отец Вячеслав, «тропа» символизирует «путь человека к Богу, который никогда не бывает простым и легким».

Желающий пройти лабиринт, войдя в него в начале «тропы» и двигаясь по ней, должен был пройти, не сходя с «тропы» до её окончания на шестилепестковом цветке в центре лабиринта. При этом вступившему на «тропу» человеку необходимо было тридцать четыре раза повернуть налево или направо. Проходя то четверть, то половину кольца, то почти полное кольцо, двигаясь при этом то в одном, то в противоположном направлении, то приближаясь, то отдаляясь от центра лабиринта. Феодоровский собор единственный в России, где в самом его центре изображен лабиринт. За образец взят лабиринт в Шартрском соборе (Франция) – один из тех, которыми украшались храмы в средневековой Европе. Данный лабиринт точно повторяет Шартрский образец, но в четыре раза меньше. Всем детям очень захотелось пройтись по лабиринту от входа до цветка. Но договорились сделать это после посещения верхнего храма.

Подойдя к площадке лестницы, ведущей наверх, мы обнаружили за широкой дверью со стеклом пассажирский лифт, что вызвало у детей изумление: «лифт в церкви!». Но зашли в лифт не все. Максим и Саша предпочли подняться на второй этаж по лестнице. Собравшись на лестничной площадке второго этажа, мы проходим через помещение широкого светлого притвора в среднюю бесстолповую часть храма. Она поражает своими простором, высотой, изяществом конструкции из двух пересекающихся крестом параллельных пар арок, поддерживающих свод с барабаном центрального купола. Свет льется со всех сторон: из окон центрального барабана, из окон северной, восточной и южной стены храма, из окон притвора и боковых галерей (нефов). Высокие окна, которые мы наблюдали с Миргородской улицы, изнутри не кажутся узкими. Светлые стены, обилие света, пол из мрамора серого и белого цветов с круглой двуцветной розеткой в середине придает пространству торжественный вид. Дети после несколько мрачноватого нижнего храма оживляются. Восхищают высоченный пятиярусный резной иконостас с позолотой под «старое» золото и висящая перед ним завораживающая своим размером бронзовая трёхъярусная люстра (паникадило) с крестом на «макушке». Своей формой паникадило напоминает царский венец Владимира Мономаха, в котором со времен Ивана Грозного короновались русские цари.

Как заметил отец Вячеслав, интерьер верхнего храма напоминает русские церкви первой половины XVII столетия. В ходе работ по возрождению собора этот храм был полностью восстановлен. Сегодня он выглядит так же, как и при освящении в начале прошлого века. Осмотрев иконостас, мы проходим в левый придел к киоту с Феодоровской иконой Божией матери. Отец Вячеслав поведал её историю. Она «списана» (скопирована церковным художником в древние времена) с почитаемой в Русской православной церкви чудотворной иконы Богородицы, находящейся в Богоявленском соборе Костромского кремля. Икона, которая перед нами, — святыня Дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство Михаила, первого царя из династии Романовых. Копию этой иконы, выполненную из майоликовой керамики, мы видели над входом в собор.

Завершив знакомство с иконой, мы проходим к стоящей напротив северных ворот иконостаса невысокой ограде с красочным позолоченным навесом в виде шатра на столбах. Это Царское место. Оно восстановлено вместе с иконостасом. В нем молился Николай II, когда присутствовал в храме на богослужении. Все дети захотели поодиночке сфотографироваться рядом с Царским местом. Завершив фотографирование, мы снова заходим в притвор и подходим к дверям выхода из храма на Царскую лестницу. Двери закрыты, но через ее стекло хорошо просматривается лестница и её современное оформление. После передачи здания собора молокозаводу лестница была разрушена. Её стены, украшенные рисунками со сценами из Священной истории в духе древних ярославских и ростовских росписей XVII века, были закрашены. В ходе восстановления лестницы при расчистки стен нашли лишь отдельные фрагменты росписей. Их восстановление ещё впереди. Далее проходим вдоль стен притвора. В стендах, висящих между окон, находятся многочисленные исторические фотографии и экспонаты о «жизни собора от рождения до возрождения». Через окна притвора хорошо видны колокольня и галерея, ведущая к ней. Туда можно попасть через дверь в углу притвора, но мы посетим колокольню в следующий раз. При обходе верхнего храма отец Вячеслав также позволил плохо видящим детям «осмотреть руками» отделку иконостаса, Царского места и киотов икон.

Мы завершаем нашу экскурсию на выходе из притвора. Благодарим отца Вячеслава. Кто-то из детей интересуется возможностью прийти в храм с родителями. В ответ отец Вячеслав приглашает всех желающих посетить собор как для богослужения, так и для экскурсий или концертов, проводимых в соборе. Ещё раз взглянув на иконостас и паникадило, мы спускаемся в нижний храм, где дети пытаются пройти лабиринт «от начала до центра, не запутавшись по пути». После нескольких попыток кое-кому это удаётся. Решаем, что в следующий раз это обязательно получится у всех! Выходим из собора и с удовольствием присаживаемся на скамейку в палисаднике у храма-часовни, любуясь цветами и шмелями, жужжащими над ними. Отдохнув в тени собора, понаблюдав за шмелями и обменявшись впечатлениями, мы встаем и направляемся к ожидающему нас автобусу.

Каковы же итоги наших посещений религиозных объектов Санкт-Петербурга? У детей расширилось представление об окружающем мире. Заложилось положительное отношение к знакомству с религиозным богатством существующих религий. Большинство детей стали выделять религиозные объекты в городской среде, различать православные и католические храмы. Они узнали о других религиях и конфессиях. Восприняли необходимость вести себя толерантно по отношению к людям, исповедующих и принадлежащим к другим религиям или конфессиям.

Дети, а также родители, согласились с тем, что нет ничего страшного или осудительного оказаться в иноверческой церкви. и с тем, что нахождение в ней не предполагает необходимость личного участия в богослужении вместе с её прихожанами.

Если кого-либо заинтересовал иноверческий храм или ты попал в него случайно, то надо ознакомиться с правилами поведения в этом храме и стараться не мешать его прихожанам совершать религиозные обряды. Также надо себя вести в храмах своей конфессии толерантно по отношению к иноверцам, оказавшимися в нём, при необходимости подсказывая им правила поведения в вашем храме. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше соприкоснулись с тем добрым и богатым национальным и религиозным наследием, оставленным потомкам нашими дедами и прадедами для бережного сохранения и передачи его последующим поколениям.

Спасибо за внимание.


©Антонцева Ю.Н., Ефимова О.С. (фото авторов)

Опыт знакомства детей-инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 2. Антонцева Ю.Н., Ефимова О.С., Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга»

antoncevayun-efimovaos-art26tv-26052024

Рубрика: Творчество в социальной работе

Выпуск 05 (93)/2024


Листаем архив СОННЭТ
  • Городские интонации социального. Организация досуга получателей социальных услуг
    Добрый день! Меня зовут Александра Сергеевна Пенкина, работаю специалистом по социальной работе в автономном стационарном учреждении социального обслуживания Омской области “Тарский дом – интернат”. Городские интонации социального. Организация досуга получателей социальных услуг
  • Сельские интонации социального. О кружковой работе в доме-интернате
    Меня зовут Убаева Анна Сергеевна, и я представляю Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов п.Усть-Ордынский». В рамках проекта «Активное долголетие» я развиваю кружок по плетению из бумажной лозы для наших проживающих. Сельские интонации социального. О кружковой работе в доме-интернате
  • Сельские интонации социального. Инклюзивная волонтёрская видеостудия «Свой среди своих»
    На базе областного государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского», который находится в Белгородской области, Белгородском районе, селе Весёлая Лопань, в 2023 году была создана инклюзивная волонтёрская видеостудия «Свой среди своих». Сельские интонации социального. Инклюзивная волонтёрская видеостудия «Свой среди своих»
  • Городские интонации социального. О проекте «Шаг навстречу»
    В декабре 2018 года вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в РФ до 2025 г.»[1] В этом документе содействие развитию и распространению добровольческой (волонтёрской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодёжной политики. Городские интонации социального. О проекте «Шаг навстречу»
  • Городские интонации социального. Волонтёры Приазовья
    Волонтёры «серебряного возраста» – активные и инициативные граждане пожилого возраста, способные работать на благо общества в различных сферах жизни. С целью вовлечения их в деятельность по решению актуальных социальных задач, стимулирования активного долголетия пожилых граждан, на базе ГБУ СО КК «Ейский КЦСОН» в апреле 2019 года была разработана и активно реализуется Программа работы клуба для
Опыт знакомства детей–инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 3
Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
4,95 в среднем на основе 55 отзывов
Загрузка...
Метки:        

Опыт знакомства детей–инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 3: 5 комментариев

  • 29.05.2024 в 1:43 дп
    Постоянная ссылка

    Молодцы организаторы! Важно приобщать детишек и подростков к культуре! И к тому же это очень познавательная программа!

    Ответить
  • 29.05.2024 в 1:49 пп
    Постоянная ссылка

    Стала постоянной читательницей работ Антонцевой Ю.Н. и Ефимовой О.С. Зачитываюсь их работами. Отличные, познавательные рассказы. Написаны ярким, живым языком. Работы вдохновляют. Чувствуется любовь педагогов к своему делу и к детям.

    Ответить
  • 05.06.2024 в 4:40 пп
    Постоянная ссылка

    Спасибо за познавательный экскурс по Романовскому собору у Кремлевской стены в городе Санкт-Петербурге. Как будто сама побывала там. Яркие эмоциональные фотографии. По эмоциям детей видно, как им интересно. Проделана большая работа, достойная уважения. Очень нужны такие мероприятия. Большое спасибо за статью.

    Ответить
  • 05.06.2024 в 10:35 пп
    Постоянная ссылка

    Отличная статья!!!!! Прямо картина мысленно рисуется. Проделана хорошая просветительская работа для ребят. Хочется узнавать ещё больше о подобной работе. Спасибо, что показали такое чудо!

    Ответить
  • 20.06.2024 в 3:23 пп
    Постоянная ссылка

    Как приятно читать подобные работы о храмах в моём городе. В Санкт-Петербурге трудно выделить самый величественный храм, но Феодоровский собор – один из особых храмов. В нём царит такое благоговение, что у меня всегда мурашки по коже идут. В этом храме проводят встречи с интересными людьми, концерты. Ведётся просветительская работа. Прочитал и как будто в нём побывал ещё раз. Спасибо авторам за вовлеченность и опыт.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.