Работа над качественной характеристикой голоса – часть логопедической работы. Журкина Екатерина Александровна, специалист по реабилитационной работе ГБУ СО «ОРЦ», г. Саратов. Участник конкурса «Лучшая статья СОННЭТ 2020».
Аннотация: В статье рассматриваются основные направления в работе логопеда над просодическими компонентами речи у детей при наличии нарушений развития, расстройства голоса, речи.
Ключевые слова: коммуникация, интонационные средства оформления речи, мышечное чувство, двигательные функции голосового аппарата, дыхательная опора.
Основой социального взаимодействия является коммуникация, в качестве средства которой выступает человеческая речь.
Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и воздействия. Отношение человека к тому, о чём он говорит и к тому, с кем он говорит, проявляется в речи эмоционально-выразительными компонентами (интонацией, тембром, модуляциями голоса, ритмом, темпом, паузами).
Эмоционально-выразительные компоненты речи влияют на поведение реципиента, поэтому одно из направлений работы логопеда – это работа над интонационными средствами оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у детей с дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Эстетическим критерием оценки вербального высказывания является разнообразие нюансов интонационной выразительности.
Ребенок находит мышечные движения артикуляционного аппарата по принципу обратных связей. Главным способом звукообразования становится мышечное чувство, которое является мускульным движением всего аппарата голосообразования. Правильное звукообразование как при собственно речи, так и при восприятии речи другого человека, неизбежно сопровождается ощущением мускульной комфортности, удобства, свободы при оптимальной активности всего голосообразующего комплекса.
Причинами нарушений двигательной функции голосового аппарата могут быть:
- Чрезмерное напряжение мышц
- Вялость мышц
- Отсутствие согласованности в деятельности дыхательных, фонационных, артикуляционных мышц.
Для нормальной функции голосового аппарата большое значение имеет проприоцептивная чувствительность, связанная с расположением нервных окончаний в самих мышцах. У детей с нарушениями развития очень часто наблюдается недостаточность голосового аппарата, которое отмечается усилением мышечного напряжения, которое, при наличии какого-либо патологического процесса становится всё более интенсивным.
Основная задача работы логопеда в этом аспекте – сделать эти чувства и ощущения у детей осознанными, развить чувство определения состояния мышц во время дыхательной, фонационной и артикуляционной функций, снять усиленный мышечный тонус.
Основными направлениями работы над просодической стороной речи являются:
- Развитие речевого дыхания, основанного на использовании дыхательной опоры;
- Выработка слуховой чувствительности к основным качествам акустических раздражителей: интенсивности, ритму, тембру и высоте звука;
- Работа над характером смыкания голосовых складок, то есть над видом голосовой атаки (твёрдой, мягкой, придыхательной);
- Выработка двигательной непрерывности во время функции голосового аппарата и эмиссии голоса;
- Обработка каждого звука и слова с точки зрения ритма, напряжения и высоты;
- Работа над согласованностью функций голосовых связок и резонаторов грудной клетки, гортани и резонаторных полостей, расположенных над гортанью;
- Выработка условных рефлексов динамического дыхания, фонации и артикуляции.
Полнота звучания голоса зависит от явления опоры, то есть сознательного замедления фазы выдоха. Грудная клетка удерживается в позиции вдоха благодаря сокращению вдыхательных мышц.
Упражнения для выработки механизма опоры
- После физиологичного выдоха сделать короткий вдох, контролируя ладонями раздвижение нижних рёбер. Далее следует задержка дыхания и длинный выдох со счётом активным шепотом: один, два, три, четыре, пять…, сохраняя нижние рёбра при этом в позиции вдоха, то есть раздвинутыми. Цифровой ряд можно постепенно увеличивать.
- Произнесение активным шепотом слова песни, которая нравится ребёнку, в ритме мелодии на длинном выдохе, контролируя ладонями положение нижних рёбер. Это упражнение способствует развитию чувства напряжения дыхательных мышц и давления воздуха, находящегося под голосовыми связками.
- После физиологичного выдоха сделать короткий вдох, контролируя ладонями раздвижение нижних рёбер. Далее – задержка дыхания и воспроизведение одного гласного звука (-а) в примарной зоне (то есть зоне естественного удобного звучания голоса). Следить за мягкой атакой звука, то есть плавным смыканием голосовых складок. Сначала звук тянется ровным умеренным по силе голосом 2-3 секунды. Нижние рёбра находятся в позиции вдоха.
- Предыдущее упражнение выполняется в варианте постепенного затихания голоса и переходе его в головные резонаторы.
- Упражнение заключается в чередовании громкого и тихого звучания разных гласных при сохранении нижних рёбер в позиции вдоха. Способствует тому, что эти звуки становятся громкими, чёткими, полнозвучными.
- Пение с закрытым ртом. Начинается так же с короткого вдоха и задержки дыхания. Зубы должны быть разомкнуты. Следует избегать носового оттенка звучания.
Во время выполнения упражнений верхняя часть грудной клетки, ключицы и плечи не должны подниматься. Опускание нижней челюсти способствует смыканию голосовых связок.
Упражнения 3, 4, 5, 6 являются способами направления голоса в надсвязочные резонаторные полости, развитие ощущения созвучия и резонанса.
С помощью этих упражнений можно добиться объединения функций всех резонаторных полостей, что является условием полноценного звучного голоса.
Упражнения, мобилизирующие и координирующие функции отдельных элементов голосового аппарата, должны выполняться регулярно по 2 – 3 минуты в день в течение долгих лет до полного развития голосового аппарата и резонаторных полостей.