Антонцева Юлия Николаевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург

в память о А.В. Суворове, слепоглухом докторе психологических наук, педагоге, поэте, писателе, президенте Сообщества семей слепоглухих России

Одним из направлений работы родительского клуба «Дорога добра», функционирующем в нашем отделении дневного пребывания детей-инвалидов, являются беседы с родителями, в которых мы знакомим с историями людей, ставших по воле судеб инвалидами, но проживших яркую и интересную жизнь.

26 января 2024 года на 71-м году жизни скончался третий участник Загорского эксперимента, полный тёзка выдающегося русского полководца, слепоглухой доктор психологических наук, педагог, поэт, писатель, президент Сообщества семей слепоглухих России — Александр Васильевич Суворов.

Родился Саша Суворов 3 июня 1953 в столице Киргизской ССР Фрунзе (ныне — г. Бишкек). В возрасте трех лет полностью ослеп, в 9 — потерял слух. В 1964 году поступил в Загорский детский дом для слепоглухонемых, из которого спустя семь лет, в 1971 году вместе с тремя другими воспитанниками Загорского (Сергиево — Посадского) детского дома был переведен в Москву в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей научно-исследовательского института дефектологии Академии Педагогических наук СССР – для подготовки к обучению в университете. В сентябре 1971 года вместе с товарищами начал учиться на факультете философии МГУ в качестве стажера, затем был переведен на факультет психологии.

Данный эксперимент был успешно завершён. Все участники прошли обучение за 6 лет, на год позже, чем обычные студенты. После окончания университета в 1977 году:

  • Юрий Михайлович Лернер (1946—2003) стал скульптором, работал в Загорском интернате детском доме;
  • Сергей Алексеевич Сироткин (1949—2021) стал кандидатом философских наук, защитив в 1988 диссертацию — «Исторические и методологические проблемы слепоглухоты. Мифы и реальность», активно занимался общественной деятельностью при Центральном правлении ВОС и при Европейском союзе слепых;
  • Наталья Николаевна Корнеева (по мужу Крылатова; р. 1949) реализовала себя как мать и жена, работает научным сотрудником в Психологическом институте РАО.
  • Александр Васильевич Суворов (1953-2024) — преподавал педагогику и психологию студентам высшей школы, работал со слепоглухими детьми в Загорском детском доме, стал доктором психологических наук. Автор множества научных, публицистических, поэтических работ».[1] В 1995 году издательство УРАО, выпускает книгу Суворов А. В. «Школа взаимной человечности».

А в 1996 издательство ЛОГОС выпускает его книгу «Слепоглухой в мире зрячеслышащих», в которой:

  • Первый раздел книги — это сценарные монтажные листы фильма «Прикосновение», транслировавшегося по Центральному телевидению СССР в 1988 — 1989 гг. «Прикосновение» — это очень эмоциональное, своеобразное введение в проблематику книги.  
  • Второй раздел, по которому и названа книга, — «Слепоглухой в мире зрячеслышащих», описывает опыт по выживанию среди зрячеслышащих, особенно среди совершенно незнакомых, в первый и последний раз встреченных людей, с которыми слепоглухой случайно сталкивается на улице, в транспорте, в различных общественных местах.
  • В третьем разделе книги — «Культура слепоглухих» и общечеловеческая культура», специально обсуждается настолько ли инвалиды, особенно слепоглухие, отличаются от здоровых, чтобы ставить вопрос о создание какой-то особой инвалидной «культуры», принципиально отличающейся от общечеловеческой.

Анализирую жизнь слепоглухих среди зрячеслышащих, Александр Васильевич пишет: «Жизнь взрослого слепоглухого среди зрячеслышащих порождает множество проблем, но из них одна — главная, центральная, решить которую — значит получить возможность более или менее успешно решить и все остальные. Без решения же этой центральной проблемы все остальные неразрешимы. Речь идет о проблеме взаимоотношений между слепоглухими и окружающими его людьми, то есть, по существу, о тех или иных конкретных принципах и средствах общения между ними».

«Мир этот устроен зрячеслышащими в расчете на зрение и слух, а не на осязание. Все национальные языки — звуковые; одно из важнейших искусств — музыка — требует физической возможности слышать и умения слушать».

«Зрячеслышащие настолько благоустроили свой мир, что им элементарная самостоятельность даётся легко, не требуя от них ни воли, ни мужества… Воля и мужество требуются в более сложных ситуациях, в межличностном общении, в работе. А то и нигде: вместо воли и мужества — привычка, вся жизнь держится на одних привычках». А вот «Сфера приятной легкости и привычной незаметности бытия у слепоглухих сужена до предела, и поэтому воля и мужество от них требуются там, где зрячеслышащий действует машинально. От меня, например, литературное творчество требует гораздо меньше воли и мужества, чем покупка молока…».

«Для самостоятельности необходимы упорнейшая воля, не смотря ни на какие неудачи, и спокойное мужество ошибаться. Не бояться ошибок, идти навстречу ошибкам, осознавать ошибки без самооправдания, исправлять их без позы (например, без позы обиженного или позы неоцененного благородства). Это касается всех людей, но слепоглухих — в первую очередь».

А отчего зависит самостоятельность?

«Для самостоятельности всего важнее личностно-психологические предпосылки, но, конечно, нельзя не учитывать степени слепоты и глухоты, а также есть или нет, и насколько разборчива (если есть) устная речь. От конкретного состояния зрения, слуха и речи зависит, в каких пределах слепоглухой может обходиться без посторонней помощи, а в каких — самой минимальной помощью, не говоря уже о конкретных способах обращения за помощью, привлечения к себе внимания и объяснения, что именно нужно.

Личностно-психологическими предпосылками предопределяется степень готовности к самостоятельности, т. е. сама возможность быть самостоятельным; конкретные же дефекты зрения, слуха и речи диктуют конкретные способы осуществления самостоятельности».

«…На практике не всегда легко бывает определить, где кончаются дефекты (зрения, слуха и речи) и начинается свой собственный, средней паршивости характер».

А на кого может рассчитывать инвалид?

«Огромное большинство инвалидов и мечтать не смеет ни о каких «ассистентах». Такая помощь — исключение из правила. А правило — крутись, как хочешь, решай свои проблемы с кем можешь. И кроме себя рассчитывать приходится, в лучшем случае, на родственников.

Братьям-сестрам, собственным детям-внукам обычно недосуг, у них своя жизнь. Родители не вечны, пока могут — в лепешку расшибаются, а состарятся, разболеются — им самим кто бы помог…

Инвалиды с детства, привыкшие к самоотверженности родителей, частенько — до поры до времени — в будущее особо и не заглядывают, родители, пока ноги носят, с ними везде. А потом — мрак и ужас: ни сами, ни родители — кто кого беспомощней?..

А как потом, когда самим станет невмоготу? Сплошной безысходный круг. И прорывать этот круг надо с обеих сторон, как со стороны самого инвалида, так и со стороны его родственников. Надо трезво оценить свои возможности — родителям и довериться, мобилизовать все резервы возможностей — инвалиду. Не бояться мира, а идти в мир, который, как известно, не без добрых людей».

Далее Александр Васильевич объясняет, почему он приходит к мысли о необходимости «самостоятельничать».

«Иногда обстоятельства так складываются, что нет иного выхода и, как бы мама ни переживала, возникшую проблему приходится решать самому, с помощью случайных встречных. Этому надо специально учить, а некому — так самому учиться, переступая и через свой собственный страх, и через страх или недоверие окружающих.

В студенческие годы зависимость от одного человека и его дел меня сильно тяготила. К тому же один и тот же вид помощи, оказанный первым встречным и человеком из постоянного окружения, — это совсем не одно и то же для самого помощника. Первый встречный отвлекается в худшем случае минут на десять, чтобы перевести меня через дорогу, довести до какого-то близкого места, посадить в транспорт, помочь что-то купить. К тому же первый встречный сам для себя делает то же самое, что я прошу его делать для меня…

 Постоянный же помощник, помогая мне в том же самом, вынужден еще и всюду со мной таскаться, теряя огромное количество времени, и, если это случайный, чужой человек, в душе, разумеется, на чем свет стоит меня, проклиная… Кому же приятно быть обузой, да еще платить за то, чтобы тебя кое-как терпели!

Вот такая ситуация сложилась к сентябрю 1975 года, когда я начал потихоньку «самостоятельничать»».

«Я сознавал, что не каждый без сожаления будет тратить на меня часы, но на минутную доброту к инвалиду, на пустяковую помощь ему хватит каждого или почти каждого. Я и сейчас уверен в элементарной доброте первого встречного, но убедился с тех студенческих пор, как нелегко бывает убедить человека, что ты нуждаешься в доброте. Да что! Нелегко бывает даже просто привлечь к себе внимание, добиться, чтобы к тебе подошли и взяли за руку».

«Пожалуй, самое трудное — это «запустить» «конвейер доброты», «включить» его. Выражаясь проще, надо привлечь к себе доброжелательное внимание окружающих, не скрывая своей слепоглухоты, а наоборот, подчеркивая, давая о ней понять».

Полнокровная жизнь Александра Васильевича показала, что он сумел запустить «Конвейер доброты».

Учась в университете, он научился привлекать к себе доброжелательное внимание окружающих и используя помощь окружающих самостоятельно передвигался по Москве, когда болела мама ходил в магазин за продуктами, со временем стал активно пользоваться компьютером. Передвигаясь по знакомым маршрутам, Александр Васильевич, как все слепые, пользовался белой тростью, при необходимости привлечь внимание окружающих, чтобы: перейти улицу, сесть на нужный маршрут автобуса, совершить какие-либо покупки и т.п. он пользовался либо специальной переговорной табличкой для слепоглухих, либо   специальными записки с просьбами. Записки Александр Васильевич подготавливал заранее:

«Все записки делаются из брайлевской бумаги … Беру из пачки брайлевской бумаги лист, режу на четвертушки, которые дополнительно сгибаю пополам. На каждой половинке четвертушки с обеих сторон пишу для себя по Брайлю сигнальные слова или цифры, по которым сам могу догадаться о содержании просьбы на этой записке. Затем вставляю четвертушки в зрячую машинку и под брайлевскими подписями печатаю только заглавными буквами обращение к случайным встречным зрячеслышащим с просьбами, соответствующими брайлевским надписям». Печатать на пишущей («зрячей») машинке Александр Васильевич научился, ещё находясь в Загорском детском доме.

При необходимости привлечения внимания окружающих, например, чтобы, дойдя самостоятельно до перехода, безопасно перейти на другую сторону дороги. Александр Васильевич, останавливался у перехода, доставал плакатик с красным крестом, знаком «SOS», надписью: «Я слепой и глухой», и разворачивал записку с просьбой, имеющей: Брайлевская надпись: «Переводная»и зрячий текст: «Товарищ, пожалуйста, вчитайтесь. Я слепой и глухой. Пожалуйста, переведите через дорогу. Если вам некогда, попросите кого-нибудь другого помочь мне».

Если надо было сесть на нужный транспорт, то использовалась табличка со следующим текстом: Брайлевская надпись: №26, 28. и зрячий текст: «Дорогой друг, пожалуйста, вчитайтесь. Я слепой и глухой. Пожалуйста, посадите меня на 26-й или 28-й автобус. Если вам некогда, попросите помочь мне кого-нибудь другого».

Примеры текста записок

1. Такси. «Дорогой друг, пожалуйста, вчитайтесь. Я слепой и глухой. Посадите, пожалуйста, в такси. Куда ехать, скажу водителю сам. Если вам некогда, попросите кого-нибудь помочь мне».

2. «Комсомольская» радиальная. «Дорогой друг, пожалуйста, вчитайтесь. Я слепой и глухой. Пожалуйста, помогите мне выйти из электрички и дойти до станции метро «Комсомольская» на радиальной линии. Если вам некогда, попросите кого-нибудь другого помочь мне».

3. К «Маленковской». «Дорогой друг, пожалуйста, вчитайтесь. Я слепой и глухой. Пожалуйста, посадите меня на электричку, которая останавливается на платформе «Маленковская». Если вам некогда, попросите кого-нибудь другого помочь мне».

4. «Маленковская». «Дорогой друг, пожалуйста, вчитайтесь. Я слепой и глухой. Пожалуйста, помогите мне выйти на платформе «Маленковская». Если вам некогда, попросите кого-нибудь другого помочь мне».

5. К «Лосю». «Дорогой друг, пожалуйста, вчитайтесь. Я слепой и глухой. Пожалуйста, посадите меня на электричку, которая останавливается на платформе «Лось» (ни в коем случае не «Лосино-Островская!»). Если вам некогда, попросите помочь мне кого-нибудь другого».

6. Обед в ресторане. «Дорогой друг, пожалуйста, вчитайтесь. Я слепой и глухой. Дайте мне, пожалуйста, обед по своему выбору. Питья, пожалуйста, два стакана (сока) или две бутылки (лимонада). Деньги при расчете возьмите из кошелька сами».

7. Веник в баню. «Дорогой друг, пожалуйста, вчитайтесь. Я слепой и глухой. Вот мой кошелек, мне надо купить банный веник. Если Вам некогда, попросите кого-нибудь другого помочь мне».

У самого Александра Васильевича была хорошо поставленная грамотная речь, а вот чтобы «услышать» что ему хочет сказать собеседник ему приходилось прибегать к следующим способам:

 Дермография— письмо на ладони наиболее распространенное средство общения с любым грамотным слепоглухим человеком.  Зрячеслышащий говорящий, своим пальцем, либо тупым (не красящим) концом карандаша (авторучки) пишут печатными буквами текст своего сообщения на ладони слепоглухого;

Дактильно -контактное общение — процесс двухсторонний: один человек говорит, другой — слушает. В этом случае оба человека, должны владеть дактилем — пальцевой азбукой глухих, в которой буквы алфавита заменяются специальными знаками, передаваемыми пальцами руки. Общение происходит следующим образом: один человек, держа кисть руки ладонью вниз «говорит», формируя пальцами буквы, поочередно побуквенно передает текст, а другой, накрыв своей ладонью кисть говорящего, воспринимая пальцевую азбуку, слушает.   При ответе их руки меняются местами.     

Рельефно-точечный шрифт Брайля с использованием «Разговорной таблички». Зрячий говорящий со слепоглухим, взяв своей рукой его указательный палец правой руки поочередно, в соответствии с сообщаемым текстом, касается подушечкой пальца брайлевских точек, под расположенными на табличке зрячими буквами и нужными знаками.

Необходимо отметить, что сегодня у слепоглухого человека, владеющего дисплеями Брайля, появилась возможность прямого общения со своим собеседником через связь дисплея Брайля со смартфоном собеседника. Современная компьютерная техника позволяет обоим собеседникам комфортно общаться, используя письменную речь.

В завершение снова хочется вспомнить слова Александра Васильевича: «Для самостоятельности необходимы упорнейшая воля, не смотря ни на какие неудачи, и спокойное мужество ошибаться. Не бояться ошибок, идти навстречу ошибкам, осознавать ошибки без самооправдания, исправлять их без позы (например, без позы обиженного или позы неоцененного благородства)».

Память об Александре Васильевиче навсегда останется в наших сердцах. Царствие Небесное Александру Васильевичу!


[1] https://dzen.ru/a/ZbQ4cKCxWhNEg-_T


©Антонцева Ю.Н. (фото автора)

Человек запустивший «Конвейер доброты». Антонцева Ю.Н., Санкт-Петербургское ГБУ СОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург

antoncevayun-art30mvz-30062024

Рубрика: Мировоззрение

Выпуск 06 (94)/2024


Листаем архив СОННЭТ
  • Мировоззрение — новая рубрика в СОННЭТ
    Уважаемые коллеги, читатели СОННЭТ. С 01 января 2020 года в журнале появилась новая рубрика — «Мировоззрение». Рассказываем о чем она и какие материалы здесь публикуются. Мировоззрение — новая рубрика в СОННЭТ
  • С заботой о важном
    «С заботой о важном». Как много кроется за этими словами смысла. Проявляя заботу и внимание к людям, мы можем вернуть их к жизни. Ведь они, почувствовав поддержку, поймут, что все еще «впереди» и что ради своей мечты нельзя отступать ни перед тоской, ни перед смертью. С заботой о важном
  • Мое призвание – помогать людям
    Человек счастливый всегда живёт ощущением внутренней свободы, не гонится за облачными мечтами, а просто ценит каждый прожитый день. Он стремится наполнить его радостями и счастьем, даря доброту другим, помня, что, отдавая тепло души, делает человека счастливым. Мое призвание – помогать людям
  • Один день из трудовых будней специалиста по социальной работе
    Я, Александра Андреевна Прокопьева, работаю специалистом по социальной работе отделения помощи семье и детям ОГБУСО  «Комплексный центр социального обслуживания населения Боханского района» на территории муниципального образования «Тараса» Боханского района Иркутской области. Один день из трудовых будней специалиста по социальной работе
  • Новогоднее перевоплощение Крыски-Лариски
    Новогоднее перевоплощение Крыски-Лариски. Фаизуллина Ульяна, координатор Хусаинова Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКУСО «Реабилитационный центр» Саткинского муниципального района Челябинской области. Новогоднее перевоплощение Крыски-Лариски
Человек, запустивший «Конвейер доброты»
Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
4,90 в среднем на основе 21 отзывов
Загрузка...

Человек, запустивший «Конвейер доброты»: 6 комментариев

    • 11.07.2024 в 10:39 дп
      Постоянная ссылка

      Нам никогда не понять полностью, как ощущают себя такие люди. Какое интересное выражение «Конвейер доброты». Как сказано в комментариях выше «пусть этот конвейер не останавливаться». Как много за этим стоит…. Благодарю автора за знакомство с таким сильным духом человека. Пример нам всем.

  • 10.07.2024 в 3:32 дп
    Постоянная ссылка

    С Александром Васильевич я встретилась только один раз на курсах волонтёров. Это человек легенда, которого
    мне довелось встретить. Статья получилось очень познавательная спасибо за ваш труд , пусть этот конвейер не останавливаться.

    Ответить
  • 10.07.2024 в 3:40 дп
    Постоянная ссылка

    Потрясающая история. Невероятная сила духа! Человечище!!! Не потерять интерес к жизни не каждый зрячий и слышащий может. Такие истории надо обязательно рассказывать. Вы только вдумайтесь в слова профессора «На практике не всегда легко бывает определить, где кончаются дефекты (зрения, слуха и речи) и начинается свой собственный средней поршивости характер.». Мои аплодисменты!!…

    Ответить
  • 10.07.2024 в 4:36 пп
    Постоянная ссылка

    Прекрасная статья! Очень нужные темы и вопросы поднимаются! Язык очень грамотный, литературный!

    Ответить
  • 12.07.2024 в 8:32 пп
    Постоянная ссылка

    Очень сильно написано. С очень сильным чувством прочитала статью Юлии Николаевны. Все наиболее важные аспекты жизни Александра Васильевича освещены, а цитаты из его работ, как всегда, заставляют задумываться. Меня всю жизнь потрясало это полное сходство имени профессора А.В. Суворова с великим полководцем. Как будто имя обязывало стать неординарным человеком. Даже слепоглухого мальчика обязывало. И оправдал ведь имя Александр Васильевич. Про то как начал «самостоятельничать» очень понравилась цитата. Когда слышу, что слепоглухих людей родители избаловали, ничему не научили, никогда не соглашаюсь. Родители естественно пытаются защитить своего ребёнка от лишних трудностей, оградить от проблем, но мыслящей, уважающий себя человек в любом случае научится себя обслуживать, брать самому ответственность за свою жизнь. Другое дело, что надо отличать стремление к самостоятельности от обычной бравады, которая вполне может привести к последствиям таким, что ни самому слепоглухому, ни его близким легче не станет отнюдь. Но в работах А.В. Суворова много сказано и об этом. А Конвейер доброты действительно запущен Александром Васильевичем. На много-много десятилетий вперёд. Спасибо автору, что поделилась такой для нас всех нужной работай. Есть чему учиться. Не первую статью читаю у Юлии Николаевны. Они все прекрасны. Желаю творческого вдохновения.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.