Моисеевских Зарина Игоревна, воспитатель стационарного отделения БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям», ХМАО – Югра; Каюкова Татьяна Дмитриевна, получатель социальных услуг

Реликвия семьи — частица единенья
и нить, связующая семьи, вне  всякого сомненья!
И пусть горит «огонь семейной памяти» всегда!
Без этого огня  расти, любить, взрослеть нельзя!

Все дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны. Мы можем узнать о них из исторических книг, фильмов, учебников и рассказов близких.

Все мои родные люди родились и выросли на территории современного Сургутского района в малых поселениях – юртах, расположенных около рек Большой и Малый Юган. Мы – коренные жители Югры.

Родители моей мамы – бабушка Татьяна Сергеевна Асманова и дед Валентин Данилович Каюков проживали в юртах Каюковых. Я знаю, что дед в 70-е — 80-е годы  XX века отстаивал права народа ханты на ведение традиционного образа жизни – занятия рыбалкой, охотой, сохранение природных ресурсов от бесконтрольного промышленного освоения.

Их родители, мои прабабушки и прадедушки, тоже были таёжниками. О том, как они жили, мне рассказывали родственники.

В годы Великой Отечественной войны фронту необходима была помощь из тыла, в том числе, из далекой Сибири. И ханты, и русские трудились вместе ради победы над врагом. Прадед Данил был молодым охотником и рыбаком, прабабушка вела хозяйство, воспитывала детей.

Из маленьких юрт Ярсомовых, Чигаевых, Мултановых, раскиданных по берегам многочисленных рек, речушек, озер и болот, ханты везли лесные богатства сначала до деревни Каюково в приемный пункт, потом в Угутский сельский совет, а затем в Сургут.

Зимой транспортом служили оленьи упряжки и лошадиные обозы, а летом – лодки, речные баржи и катера. Местные жители добывали пушнину, собирали грибы и заготавливали ягоды: бруснику, клюкву, чернику, смородину, ловили рыбу и дичь. За короткое лето ягоды сушили, варили варенье. Из шкурок пушных зверей, добытых в промысловый сезон, делали теплые вещи: варежки, шапки. Ценные меха (куница, норка, соболь, росомаха) отправлялись дальше, за границу, потому что на них можно было купить у союзных государств боеприпасы, взрывчатку, орудия и даже самолеты.

Меня особенно поразили воспоминания родных о рыбалке.

В те далекие времена рыбы в реках и озерах было очень много. Щука, язь, карась – основные виды юганской рыбы.

Чтобы улов был как можно больше, рыбаки перегораживали речки специальными сооружениями, которые называются «отарма».

Жердями и кольями перекрывали узкое место водоема, а на выходе закрепляли сетевую ловушку – «отарму», в которой остается плывущая по течению рыба. Сноровистые рыбаки должны быстро перегрузить попавшуюся рыбу в лодку и освободить место для следующего улова. Вот и мой прадед Данил работал наравне со всеми. Старожилы вспоминали, что так вылавливали до сорока тонн рыбы. А затем всю добычу обрабатывали: солили, вялили, консервировали. Так, из щуки делали «пачи» — распластанные и надрезанные кубиками тушки солили и сушили, чтобы они не портились. Такой продукт был спасением в голодные времена.

Есть архивные сведения, что рыбартели Угутского сельского совета в конце 1942-го года Постановлением Омского областного комитета ВКП(б) были занесены на областную Доску почета за досрочное выполнение годового плана рыбодобычи. Во времена войны до 1944-го года наши поселения относились к Омской области.

Вот то немногое, что я знаю из рассказов родственников о прошлом моей семьи. Давно нет прадеда и прабабушки, и я с сестренками живу и учусь в другом поселке. Мне хотелось бы увидеть те вещи и предметы быта, которые можно назвать реликвиями нашей семьи: грамоты за достойный труд; охотничий нож, который строгал гвозди, как лучинку и был незаменим в лесу; туеса и короба для ягод, сделанные из бересты; меховые сумки для рукоделия, украшенные национальными орнаментами; берестяную люльку, в которой качали малышей нашего рода…

Ведь рассказы могут стереться из памяти и забыться, а вещи напоминают нам о прошлом, об истории, о жизни родных, о том, что судьба каждого человека связана с тем временем и местом, в котором он живет.


©Моисеевских З.И., Каюкова Т.Д. (фото автора)

Чтобы помнить свой род... Моисеевских З.И., воспитатель стационарного отделения БУ «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям», ХМАО – Югра, Каюкова Т.Д., получатель социальных услуг

moiseevskixzi-kayukovatd-art13raz-13072024

Рубрика: Размышления

Выпуск 07 (95)/2024


Листаем архив СОННЭТ

адаптация вне конкурса волонтёрство выпуски журнала дети документы инвалиды инновации календарь проектов конкурсы конференции лучший по-профессии методбиблиотека методработа мировоззрение нацпроекты обучение от читателей подкасты пожилые работнику соцсферы реабилитация регионы семья собкоры социализация творчество третий сектор эксперты

Чтобы помнить свой род…
Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Пока оценок нет
Загрузка...
Метки:        

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.