Национальное воспитание: социальный аспект. Тодорова А.А. филиал Московского педагогического государственного университета в г. Ульяновске Ульяновск, Россия. 

Аннотация: в статье рассмотрены социальные аспекты национального воспитания, его взаимосвязь с культурой, общечеловеческими ценностями.

Ключевые слова: национальное воспитание, культура, этнопедагогика.

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей — наций, народностей, этнических групп. Только на территории России, по данным ученых-этнологов, их насчитывается более трехсот. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании. В настоящее время в условиях общемировых процессов интернационализации и глобализации, политических и социально — экономических реформ в России формируется новая образовательная ситуация, для которой характерно усиление этнизации содержания образования и воспитания, учет национальных особенностей культуры народов, проживающих на территории нашей страны.

Как показывает анализ научной литературы, единство в трактовке понятия «национальное воспитание» отсутствует. Тем не менее, многие исследователи считают, что национальное воспитание — это планомерная деятельность, направленная на формирование у воспитанников чувства патриотизма и доброго отношения к Отчизне и к представителям других культур. Главной целью национального воспитания на современном этапе является передача молодому поколению социального опыта, богатой духовной культуры народа, его национальной ментальности, родства мировоззрения.

Некоторые авторы рассматривают не национальное воспитание, а интернациональное, определяя его как выработку гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета их кожи, языка, обычаев.

Известный русский ученый И.А. Ильин (1883 — 1954 гг) писал: «Национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека… С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства [3].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что: 1) «…народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3)«воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» [1].

Немецкий мыслитель Вильгельм фон Гумбольдт в своей работе «Язык и философия культуры» отмечает, что «духовной формой человечества» является народ или нация. Исходя из того, что каждый народ имеет свой язык, ученый приходит к выводу о связи языка с духом нации. «Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное» [18, с.68]. Поэтому духовное развитие нации определяется, согласно Гумбольдту, уровнем сформированности языка. «Ослабленность духовной силы нации» сказывается, в первую очередь, на «несовершенстве» языка и стимулирует нацию к духовным преобразованиям. Таким образом, язык подталкивает человечество к «постоянной деятельности», к развитию [2, с.52]. Именно национальную культуру Гумбольдт считал основой воспитания.

Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути — это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению. Культура создается сообща. Любой народ гордится своими памятниками, фольклором, своей музыкой и литературой, своими изобретениями. Более того, если такой гордости нет, это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое неповторимое, а потому и особенно ценное.

Культура — это та сфера человеческой деятельности, которая испокон веков объединяла людей, консолидировала народы, позволяла лучше понять друг друга. Ее идеи универсальны. Для них не существует ни государственных, ни расовых, ни религиозных границ. Многообразие современной социальной жизни проявляется в признании наличия сходных культурологических и этнических позиций у представителей разных стран и народов. Формируется более новая, более совершенная культура взаимоотношений, позволяющая использовать весь многообразный опыт мирового сообщества. Сегодня все заметнее проявляются в сознании людей элементы гуманных отношений, требующие, чтобы эти отношения носили не только межличностный, но и социальный характер, удовлетворяя интересы наций, народов, государств.

Как отмечает современный ученый Г.Н. Волков сопоставление педагогических идей и традиций разных времен и разных мест на основании исторического, фольклорного и этнографического материала заставляет признать наличие единообразного, закономерного развития этнопедагогической культуры народа, подтверждающей вечность, всеобщность, необходимость, перманентность и священность воспитания, деятельности человеческой, отличающейся высшей духовностью [1, с.84].

Одной из примечательных особенностей современного духовного развития является глубоко прочувствованная многими людьми связь с каждым человеком и со всеми людьми, живущими на земле. Совершается интенсивный взаимный человеческий прорыв друг к другу, растет культурное взаимопонимание, ведущее к взаимно открытию. Несмотря на расхождение политических культур, на различие мировоззрений, имеются реальные возможности для их взаимопроникновения и взаимодействия. Возможен новый подход к культурным контактам, создаются реальные возможности для широкого творческого обмена между народами и нациями, способствующего обогащению общечеловеческими ценностями. Такой обмен возможен и полезен на уровне государств, городов, образовательных и социокультурных учреждений, общественных объединений.

Культурное мировое сообщество все глубже воспринимает идею диалога, опираясь на гуманистическое мышление. Его нравственная ценность как раз и состоит в том, что он помогает объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур и понимать, что другой человек вполне может быть иным, а народы могут быть разными, отличаться друг от друга. Понимание этого наблюдается в культурной сфере, в совместной деятельности на основе диалога. Развитию умения общаться, мыслить глобально, понимать человека другой культуры учит воспитательная система школа диалога культур, предложенная Ю. С. Кургановым.

Сегодня известно такое понятие, как межкультурная грамотность (понимание культуры других народов). Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов. В образовательном процессе под общекультурной грамотностью подразумевается общее понимание учащимися определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знание и эмпатическое восприятие разнообразных культур, осознание ценности и неповторимости каждой из них. Следовательно, перед педагогом стоит задача формирования межкультурно — ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры. Учитель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

По сути — это современный интернационализм, когда мы умеем воспринимать культуру других, не ущемляя ее достоинств, не нанося вреда людям, несущим эту культуру. С другой стороны, это возможность продемонстрировать культуру своего народа, знать свои отличительные особенности, традиции, обычаи, фольклор, народные промыслы, гордиться этим своеобразием. Следовательно, интернационализм — это этническое социально-психологическое образование, выражающееся в уважении к человеку любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех этнических групп. Интернационализм — международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий; он противоположен национализму.

Общечеловеческие и национальные ценности находятся в неразрывном единстве, дополняют и обогащают друг друга, поэтому народное воспитание рассматривается как ценность общечеловеческого и национального характера. Народность должна быть ведущим принципом воспитания, ведь кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. На помощь воспитателям приходит этнопедагогика. Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.

Г.Н. Волков выделяет следующие аспекты изучения этнопедагогики:

  • основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
  • ребенок как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
  • функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
  • факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);
  • методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);
  • средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);
  • организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).
Ссылки на источники
  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика [Электронный ресурс] / Г.Н. Волков. — Режим доступа. — http://sbiblio.com/biblio/archive/volkov_etno
  2. Гумбольдт, В. ф. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем. под ред. и с предисловием док-ра филологических наук, профессора Г. В. Рамишвили. — М. : Пресс, 1984. — 398 с.
  3. Остроухова А. С. Гражданственность как ценность студенческой молодёжи, http://www.sociology.kharkov.ua/ docs/chten01/ostrouhova. doc.
  4. Фомин А. О национальном воспитании наших детей традиции [Электронный ресурс] — Режим доступа. -http://zapadrus.su/rusmir/
Национальное воспитание: социальный аспект
Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Пока оценок нет
Загрузка...
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.