Театрализация, как метод социализации несовершеннолетних из семей, состоящих на ведомственном учёте, как находящиеся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. Семёнова Н. В., педагог дополнительного образования ГБУ СО КК «Горячеключевской КЦСОН»  ОПСД г. Горячий Ключ

Аннотация

В статье описывается опыт работы отделения помощи семье  и детям по социализации несовершеннолетних посредствам привлечения их к театральной деятельности. Описываются приемы и технологии в работе с детьми.

Ключевые слова: театральная деятельность; социализация; техника речи; творческий потенциал; актёрское мастерство; технология лэпбук.

Не секрет что у большинства несовершеннолетних из семей, состоящих на ведомственном учете как находящиеся социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации имеются проблемы связанные с публичными выступлениями, так же в следствии педагогической запущенности низкий словарный запас и зачастую бывают проблемы с дикцией.  Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, повышения словарного запаса и улучшения техники речи это театральная деятельность.

На базе отделения помощи семье и детям ГБУ СО КК «Горячеключевской КЦСОН» ведет деятельность кружок театрального мастерства «Золотой ключик» по специализации кукольный театр. Занятия ведутся в трех направлениях: сценическая речь; творческая мастерская; актерское мастерство и основы кукловождения.

На занятиях по сценической речи несовершеннолетние развивают артикуляционный аппарат, учатся чисто произносить гласные и согласные звуки, тем самым улучшают технику речи.

Как известно речь это психофизический процесс поэтому на занятиях по сценической речи мы работаем и с фонационным дыханием и с мышечной свободой артикуляционного аппарата, а также подключаем воображение. Например,такое упражнение на улучшение дикции: КПТИ – КПТА – КПТЕ произносим медленно и слитно, затем быстро и раздельно К ПТИ – К ПТА – К ПТЕ, подключаем слова К ПТИЦЕ – К ПТАШКЕ – К ПТЕНЧИКУ  учимся произносить их быстро и раздельно, при произношении включаем  воображение и представляем птицу, пташку и птенчика, так же подключаем моторику, когда говорим К ПТИЦЕ руки расставляем широко в стороны, тыльной стороной ладони вверх, когда говорим К ПТАШКЕ руки чуть ближе к туловищу, когда произносим К ПТЕНЧИКУ руки рядом с туловищем.

На занятиях по сценической речи мы решаем не только «технические» проблемы дикции (вялый артикуляционный аппарат, проблемные звуки (чаще шипящие), зажатая нижняя челюсть и др.) так же психологические, лексические и интонационные.

На занятиях в творческой мастерской несовершеннолетние самостоятельно изготавливают декорации для спектакля, оформляют фронтальную часть ширмы и задник, подбирают музыкальное сопровождение. Данный вид деятельности позволяет несовершеннолетним развивать мелкую моторику, воображение, реализовывать свой творческий потенциал.

Блок занятий по актерскому мастерству и основам кукловождения самый продолжительный, он в свою очередь подразделяется на теоретическую и практическую части.

Изучая теорию несовершеннолетние знакомятся с особенностями театральной терминологии, устройством ширмы и декораций, разновидностью кукол, тем самым повышая профессиональные знания и словарный запас. Так же на занятиях по теории мы изучаем  виды сказок: литературные (авторские) и народные, которые в сою очередь подразделяются на волшебные, бытовые, о животных, богатырские и т.д.

Любое литературное произведение будь то сказка или рассказ делится на составные части, несовершеннолетние учатся разбирать произведение перед постановкой спектакля. Например разбирая народную сказку «Три медведя» ребята определяют экспозицию (время и место действия, действующие лица), завязку (интригующее начало), развитие действия (основная часть произведения), кульминацию (пик развития в произведении), развязку (события, которыми заканчивается произведение).

Разбор сказки позволяет несовершеннолетним лучше понимать структуру спектакля его динамику и эмоциональный окрас. Пополняя багаж теоретических знаний участники кружка чувствуют себя более уверенно при выступлении, осознание того что ты компетентен, теоретически подкован помогает справится с волнением и неуверенностью.

Практические занятия  включают в себя этюдный тренаж, основы манипулирования куклой, репетиции и выступления перед публикой. Этюдный тренаж — это своеобразная школа, в которой несовершеннолетние постигают азы сценического мастерства. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение  несовершеннолетних, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.  Этюдный тренаж включает в себя: этюды на развитие воображения; этюды на развитие мышления; этюды на выражении эмоций; этюды по развитию сценической речи (упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса); этюды на выразительность жеста; этюды на воспроизведение отдельных черт характера; этюды на отработку движений кукол различных видов.

Основы манипулирования куклой включают в себя технические приемы кукловождения (правильное расположение перчаточной куклы на руке, анимация куклы с помощью рук кукловода).

С целью закрепления полученных знаний, а также повышения мотивации к получению новых знаний умений и навыков в работе с участниками кружка мы применяем технологию лэпбук (lapbook, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. В нашем варианте это интерактивная тематическая папка с кармашками, окошками,  вставками, которые несовершеннолетний может доставать и перекладывать.

Каждый участник кружка с помощью педагога на занятиях в творческой мастерской создал основу лэпбука. Папка состоит из 3 частей: словарь кукольника; я это умею, я хочу научится. В первом разделе записываются новые профессиональные термины. Второй и третий – «живые» разделы.  Постепенно все карточки из сектора «Я хочу научится» переходят в сектор «Я это умею». Например несовершеннолетний не мог никак справится со сложной скороговоркой, а когда спустя несколько занятий по сценической речи он научился ее произносить четко и быстро, карточка со скороговоркой из раздела «Я хочу научится» перемещается в раздел «Я это умею».

Лэпбук это справочный инструмент и особая форма мотивации несовершеннолетних к дальнейшему развитию.   Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в интерактивной форме.

Резюмируя вышеизложенное стоит сказать что театральная деятельность способствует развитию мелкой и крупной моторики, улучшению техники речи, раскрытию творческого потенциала несовершеннолетних, развитию эстетического вкуса и формированию социально активной личности.

У участников театрального кружка происходит регулярная тренировка на развитие памяти, воображения и мышления, исчезает страх публичных выступлений, повышается самооценка и мотивация к дальнейшему самосовершенствованию. У несовершеннолетних появляется стойкое понятие, что они занимаются социально важным делом, что они являются артистами которые получают признание публики. Все полученные знания, умения, навыки и качества позволяют несовершеннолетним чувствовать себя востребованной частью социума.

Театрализация, как метод социализации несовершеннолетних из семей в СОП и ТЖС
Метки:    

Театрализация, как метод социализации несовершеннолетних из семей в СОП и ТЖС: 1 комментарий

  • 14.06.2019 в 4:19 пп
    Постоянная ссылка

    Очень хорошая статья. Дети любят кукольный театр и если занятия помогают решить определенные проблемы, то это просто замечательно.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.