Иванова Елена Александровна, социальный педагог, Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района», Иркутская область, рп. Залари

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств.

При показе кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми по познавательному, художественно-эстетическому развитию.

Дети учатся познавать прекрасное через театр, знакомятся с различными литературными произведениями (это могут быть сказки, как народные, так и авторские, потешки, прибаутки, считалочки и небылицы) у них расширяется кругозор.

Я, как социальный педагог, работающий с детьми сиротами и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, нахожусь в постоянном поиске новых игровых форм и методов работы.

Одним из эффективных и интересных для детей направлений является сказкотерапия с применением пальчикового кукольного театра.

Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

Обычно набор фигурок для кукольного театра состоит из небольшого количества куколок-героев, каждую можно одеть на свой пальчик. Он может по своему желанию создавать и переделывать. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у ребенка появляется возможность разыграть и проанализировать множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.

Работа с пальчиковым театром включает в себя следующие этапы:

  1. Знакомство детей с художественным произведением.
  2. Показ иллюстраций, игрушек по данному литературному произведению для определения характера героя, картинок, его внешнего вида.
  3. Подбор совместно с детьми театральных кукол к данному произведению.
  4. Показ способов управления куколками.
  5. Разыгрывание отдельных эпизодов по литературному произведению, где отрабатываются реплики, фразы, интонации.

Театрально-музыкальный уголок в социально реабилитационной группе – важный объект развивающей среды, в котором дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

Я решила изготовить пальчиковый театр. Потом возник вопрос, из чего изготовить пальчиковый театр? Изучив литературу, выяснила, что пальчиковый театр можно изготовить из разных материалов: дерево, картон, пластмасса, ткань, пряжа. И решила сделать кукольный театр из пряжи, так как эти игрушки можно положить в сумку, постирать от пыли, они не помнутся, и в наше время много разнообразных цветов пряжи. Второй вопрос: с какой сказки начать? Долго рассматривала сказки, и заметила, что ребятам нравится персонажи сказки «Колобок».

Я решила изготовить набор кукол для пальчикового театра, сказку «Колобок». Материалы, которые мне понадобились: пряжа, крючок, иголка с ниткой, ножниц, глазки, носик, губки.

Глаза можно сделать тоже из разного материала: бусинки, пуговицы, из бумаги, из кожи. А сам процесс изготовления некоторых игрушек (зайчика, лисички, волка, медведя) можно найти в журнале «Сабрина Baby» №2/2011.

Уникальность использования пальчикового театра в коррекционной работе с детьми состоит в том, что он помогает ребенку дистанцироваться от проблемных, трудных ситуаций. Ведь в сказке боится, например, зайчонок, а не Света. Или постоянно обижает своих друзей волчонок, а не Ваня!

В игровой форме, незаметно для себя, под чутким руководством взрослого, ребенок избавляется от негативных проявлений: от страхов, тревожности, агрессивности, неуверенности в собственных силах.

Играя вместе в сценках, дети учатся общаться друг с другом, управлять сюжетом игры. У них активно развивается речь, корректируется поведение и негативные проявления.

На коррекционном занятии по теме «Правила поведения», мы с детьми обыгрывали сказку-импровизацию «Непослушный колобок».

Детям был дан сюжет: Колобок не слушался бабушку и убежал от нее. Дальше им представилась возможность творчества и импровизации. Были предложены на выбор персонажи, которых дети задействовали в своей сказке. Сюжет сказки они сочиняли сами.

Если по ходу постановки нашей сказки возникали небольшие сложности, то я с помощью наводящих вопросов направляла ход сочиненной детьми сказки в нужное русло: «Каких зверей встречает колобок – добрых или злых?», «Что случилось с колобком?»,  «Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?», «Кого еще он встретил по пути?», «Как ты считаешь, можно ли так вести себя, как вел колобок? И почему».

В ходе работы с детьми сделала для себя вывод: детям очень нравится пальчиковый театр. Это увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики рук; помогает развивать пространственное восприятие, воображение, память, мышление и внимание; формирует творческие способности и артистические умения; помогает увеличивать словарный запас и активизирует речевые функции. Дети становятся уверенными, активными и менее робкими.


©Иванова Е.А. (фото автора)

Опыт работы «Пальчиковый театр». Иванова Е.А., социальный педагог, ОГБУ социального обслуживания «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района», Иркутская область, рп. Залари.

ivanovaea-art06tv-06042023

Рубрика: Творчество в социальной работе

Выпуск 04 (80)/2023


Листаем архив СОННЭТ
  • Творчество сближает
    Сенько Людмила Николаевна, специалист по социальной работе, отделения дневного пребывания молодых инвалидов, государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Мурманский комплексный центр социального обслуживания населения», город Мурманск, СЗФО. Творчество сближает
  • Мастер-класс по изготовлению объёмной аппликации «Букетик сирени»
    Антонцева Юлия Николаевна, Ефимова Ольга Сергеевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга» Мастер-класс по изготовлению объёмной аппликации «Букетик сирени»
  • «Мухоморы» – эко мастер-класс для лиц с ТМНР
    Бисерова Алёна Дмитриевна, социальный педагог Санкт-Петербургского  государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района» (СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Московского района») «Мухоморы» – эко мастер-класс для лиц с ТМНР
  • Опыт знакомства детей–инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 3
    Антонцева Юлия Николаевна, Ефимова Ольга Сергеевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга» Опыт знакомства детей–инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 3
  • Опыт знакомства детей–инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 2
    Антонцева Юлия Николаевна, Ефимова Ольга Сергеевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга» Опыт знакомства детей–инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 2
Опыт работы «Пальчиковый театр»
Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
5,00 в среднем на основе 2 отзывов
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.