Методическая разработка Колесниковой Л.В., преподавателя МАУ ДО ЗАТО Северск «Детская школа искусств» (сценарий, посвященный Году Кино в РФ). Представленная методическая разработка подготовлена для работы с детьми от 14 лет. Может использоваться и в работе со взрослыми.

 

Нам всем кутерьма не даёт передышки,
Но вечером вспыхнет волшебный экран,
Прогонит дела, надоевшие слишком,
Шагнуть в мир кино наступила пора.

И свяжет невидимой нитью одною
Людей разных стран, континентов,
Искусству навстречу сердца приоткроет
Своим волшебством кинолента.

 

Добрый вечер, дорогие слушатели! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир кино, ведь посвящена наша встреча Году отечественного кино, так как 2016 год объявлен таковым Указом Президента Российской Федерации. Свой профессиональный праздник кинематографисты отмечают ежегодно 27 августа. Кроме того, именно в этом году состоятся значимые юбилеи для нашего кинематографа:

  • 120 лет со дня первого кинопоказа в России;
  • свой 80-летний юбилей отмечает студия «Мультфильм».

Более того, в этом году свой юбилей отметит множество легендарных фильмов:

  • 60 лет исполняется фильму «Карнавальная ночь»;
  • 50-летний юбилей отметят фильмы «Берегись автомобиля», «Кавказская пленница», «Неуловимые мстители», «Война и мир»;
  • а «Девчатам» в этом году — 55!

 

Мы привыкли к кино так же, как, например, к автомобилям: изобретениям, которые стали обычным, будничным явлением. А когда-то кинематограф называли чудом XX века. И это действительно чудо! Кино любят все! Со времени своего появления на свет кино превратилось в киноиндустрию, пройдя путь от черно-белого «немого» кино до современных полноформатных цветных лент с невообразимыми спецэффектами.

Когда мы произносим слово «Кино», сразу в памяти возникают старые добрые фильмы, на которых мы выросли: «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Операция «Ы», «Афоня», «Ирония судьбы» и многие другие… На советском кинематографе выросло несколько поколений зрителей. До сих пор с ностальгией мы вспоминаем добрый и интеллигентный юмор, талантливых актеров и фразы, ставшие крылатыми.

А кто в детстве не мечтал сняться в кино, не представлял себя неотразимой красавицей или каскадером, звездой захватывающего блокбастера?! А как современные дети любят подражать популярным киногероям, эффектным кинодивам! И сегодня мы постараемся вспомнить самые лучшие фильмы и, конечно, музыку, написанную к ним!

Что такое кино? «Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Чтобы сделать хороший фильм важно все: интересный сценарий, профессионализм режиссера, актеров, высокий уровень операторской работы. А для зрителей, пришедших в кинотеатр, колдовство начинается с момента, когда гаснет свет и ты остаешься наедине с освещенным экраном.

Сегодня мало кто задумывается, а как же появилось кино и какой самый первый фильм в мире увидели зрители? Итак, с чего же все начиналось? Давайте сегодня вспомним, как появилось это чудо. А помните, как начинаются съемки фильма? Сами команды режиссера, которые звучат, как музыка! Внимание на экран! Итак, «Свет! Камера! Мотор!».

 

Дубль первый.

Родоначальником кинематографа история считает братьев Луи и Огюста Люмьер. 28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок (а не Капуцинов, как многие привыкли) прошел первый сеанс. Именно эта дата и стала днем празднования Международного дня кино в память первого показа широкой публике фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла Сиот».

Фильм этот длился всего одну минуту, но производил на первых зрителей неизгладимое впечатление. Показ фильма шокировал публику того времени, поскольку она была психологически не подготовлена воспринять «ожившее» изображение поезда. Люди отскакивали от экрана, боясь быть сбитыми поездом. Движущиеся картинки вызывали бурю эмоций у представителей всех слоев общества.

Однако очень скоро кино перешагнуло границы этой страны и отправилось путешествовать по свету. Наверное, нет на земле такой страны, где не снималось бы кино! В России первый киносеанс состоялся 16 мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум». А уже 15 октября 1908 года произошел первый показ 8-минутного фильма отечественного производства «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова (по мотивам русской народной песни «Из-за острова на стрежень»), которая и открыла эру российского кино.

В России модную заграничную новинку «кинематограф» стали называть на французский лад – Синематограф, или просто Синема. Но когда-то у него было еще одно название – Великий Немой, потому что в первых фильмах не было звука. Актеры, снимавшиеся в фильмах тех лег, не произносили слов: для передачи мыслей, чувств, желаний они использовали яркие выразительные жесты. Подлинными звездами стали Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А. Ханжонков.

Чтобы зрители не скучали во время просмотра, в кинозал ставили рояль, за него садился музыкант-тапёр, который сопровождал «фильму» бесхитростными мелодиями. Музыка была просто звуковым фоном, она должна была заглушать громкий шум кинопроектора. Музыкантам приходилось импровизировать или исполнять отрывки из популярных мелодий и работали они без пауз, от первого кадра до последнего.

 

М. Минков «Старый рояль» из к/ф «Мы из джаза»

Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам XX века. Настоящим открытием стал фильм Сергея Эй­зенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925). До сих пор этот фильм, получивший огромное количество международных при­зов, дипломов и наград, возглавляет список «лучших фильмов всех времен и народов».

Причина такого успеха — безусловная гениальность ре­жиссера. Эйзенштейн внимательно следил за новейшими достижениями мирового кинематографа: они пригодились ему во время съемок фильма. Но главное завоевание Эйзенштейна — это искусство монтажа.

Чуть позже музыканты стали присматриваться к происходящему на экране. Отдельные эпизоды картины подсказывали характер музыки: если на экране герой с героиней танцуют или поют – можно сыграть модный танец или песню, идут строем солдаты – тапер играет марш. Словом, пианист должен быть точным синхронистом. Кстати, известный композитор Дмитрий Шостакович, будучи студентом консерватории, работал тапером в одном из кинотеатров Петрограда. И современники Шостаковича рассказывали, что в этот кинотеатр люди ходили не только ради кино, а для того, чтобы послушать игру талантливого пианиста.

В течение всей жизни, даже став всемирно признанным композитором, автором гениальных симфоний, Шостакович не забывал о полюбившемся ему жанре кино. Он создал музыку к таким кинолентам, как «Трилогия о Максиме», «Овод», «Молодая гвардия», «Гамлет».

Д. Шостакович. Романс из к/ф «Овод»

Эпоха немого кино завершилась 6 октября 1927 года. В этот день киностудией США был продемонстрирован первый звуковой фильм – «Певец джаза». А на экраны нашей страны в 1929 году вышел фильм «Новый Вавилон», который называли «звуковая фильма». Окончательно звук в отечественный кинематограф утвердился лишь в 1931 году с фильмом «Путевка в жизнь».

Дубль 2.

Со временем сюжеты фильмов начали усложняться и удлиняться, начинают формироваться жанры кинематографа, такие как комедия и драма. В 30-х годах Григорий Александров стал официальным королем кино, а его жена – Любовь Орлова – главной звездой экрана.

У истоков музыки того времени стоял выдающийся советский композитор — Исаак Осипович Дунаевский. Зрителям полюбились музыкальные комедии «Волга-Волга», «Цирк», «Весёлые ребята», «Весна», «Кубанские казаки» и многие другие. Его песни, прозвучав с экрана, тут же подхватывались народом. Так было, например, с песнями «Широка страна моя родная», «Марш веселых ребят». Вся киномузыка этого периода была жизнерадостной, энергичной, позитивной.

И. Дунаевский. Ой, цветет калина из к/ф «Кубанские казаки»

И. Дунаевский. Колыбельная из к/ф «Цирк»

Д. Шостакович. Песня о встречном из к/ф «Встречный»

Великая Отечественная война заставила кинематограф перестроиться. Музыка стала одним из ярких средств, которая помогала сопереживать трагизм и величие тяжелых военных лет. Теме войны было посвящено много фильмов. Один из лучших — «Два бойца» с трогательной песней Н. Богословского в исполнении М. Бернеса.

Н. Богословский, сл. В. Агатова Песня «Темная ночь»

Удивительной искренностью и щемящей нежностью пронизана музыка к кинофильмам о войне, созданным уже в 60-70 гг. Эти лучшие киноленты вошли в сокровищницу советского кинематографа.

Среди них незабываемое впечатление производит музыка композитора Микаэла Таривердиева. Одинокая мелодия — будто кто-то подбирает мотив на рояле — так появляются первые звуки знаменитой темы, ставшей визитной карточкой фильма «Семнадцать мгновений весны».

М. Таривердиев «Песня о далекой Родине» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

 

Дубль 3.

60-70-е годы — новый расцвет отечественного кинематографа. В волшебный мир кино пришла целая плеяда талантливых кинорежиссеров и композиторов. Незабываемые ленты создали в советском кинематографе Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Кира Муратова, Никита Михалков, Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук. Но абсолютными рекордсменами становятся: мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (награда «Оскар») и боевик Бориса Дурова «Пираты ХХ века».

Одним из выдающихся мастеров советского кинематографа был Леонид Иович Гайдай. Его комедии – это трюк, эксцентрика, бесконечные погони. Его фильмы не один раз становились лидерами проката. Запоминающиеся типажи героев и меткие фразы из его картин давно вошли в наш обиход.

Любимыми героями комедий Гайдая является знаменитая троица Балбес, Трус и Бывалый в исполнении актеров Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова. Впервые снявшись в 1961 году в короткометражке «Пес Барбос и необычайный кросс», они завоевали симпатии зрителей на все времена!

Волнующий мир кинематографа не может жить без музыки, она – одно из действующих лиц фильма. В фильмах музыка используется по-разному. Где-то она просто сопровождает титры на экране; где-то, в соответствии с сюжетом, герои напевают что-то под гитару; иногда режиссер при помощи музыки просто заполняет возникшие паузы. Благодаря музыке серьезное, драматическое кино становится более поэтичным; приключенческий фильм музыка делает еще более захватывающим и увлекательным; ну, а комедия с музыкой становится еще веселее! Александр Зацепин сочинял музыку к бессмертным комедиям Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию».

А. Зацепин «Песенка про зайцев» из к/ф « Бриллиантовая рука»

Геннадий Гладков – автор музыки к фильмам «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Джентльмены удачи», «Человек с бульвара Капуцинов».

А его песни к мультфильмам любят и дети, и взрослые!

А знаете ли вы, что…

  • Первый советский боевик – «Пираты 20 века»
  • Первый советский фильм-катастрофа – «Экипаж»
  • Самый длинный сериал — «Вечный зов». Фильм демонстрировался в несколько этапов с 1973 по 1983 гг..
  • Самой дорогой лентой в истории советского кино стала картина С. Бондарчука Война и мир». Ее бюджет составил около 100 млн. долларов.
  • За всю историю существования кремлевских звезд их отключали всего 2 раза: во время Великой Отечественной войны в целях маскировки и в 1996 году во время ночных съемок фильма «Сибирский цирюльник» для исторической достоверности.
  • В 2002 году в Москве открылся музей угонов автомобилей, который носит имя героя фильма «Берегись автомобиля» Юрия Деточкина.
  • Чтобы загримировать актера С. Шакурова, играющего роль Л.И. Брежнева, гримеры знаменитые брови генсека клеили небольшими фрагментами 1,5 часа!
  • Единственная в истории отечественного кино «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля досталась в 1958 году фильму М. Калатозова «Летят журавли».
  • ЮНЕСКО признало этот вальс шедевром XX века и именно под эту музыку звезды русского балета танцевали на открытии Олимпиады в Сочи в 2014 году.

 

Е. Дога Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Дубль 4.

Киновикторина.

Отгадайте, о каком кинофильме идет речь?

  1. Он проваливается на экзамене в аспирантуру и идет работать учителем в вечернюю школу. Он становится классным руководителем 9 «A» — «удивительного, прекрасного, сумасшедшего» класса. Далекий от мирской суеты, Нестор Петрович начинает жить заботами своих взрослых учеников… Как называется этот фильм? («Большая перемена»)
  2. Это один из лучших советских фильмов о школе, о взаимоотношениях учеников и педагогов, о том, как важно встретить в жизни настоящего Учителя, роль которого блестяще исполнил Вячеслав Тихонов. («Доживем до понедельника»)
  3. «Ну что ж, товарищи, коллектив большой, народ квалифицированный, работа проделана большая, у меня лично сомнений нет, это дело так не пойдет» — это фраза всегда вызывает смех во время просмотра замечательной новогодней комедии… («Карнавальная ночь»). Визитной карточкой этого фильма стала песня «Хорошее настроение», которую нам сейчас и исполнит…

А. Лепин, сл.В. Лившиц, В. Коростылев «Песенка о хорошем настроении»

  1. У российских космонавтов стало традицией: накануне полета обязательно смотреть этот фильм. Какой? («Белое солнце пустыни»).
  2. Сколько серий в фильме «Семнадцать мгновений весны»? (12).
  3. Вспомните, чьими голосами говорила и пела Надя Шевелева, героиня Барбары Брыльской, во всеми любимом фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»? (говорила польская звезда голосом В. Талызиной, а пела голосом А. Пугачевой)
  4. Девушка приехала на лесозаготовку работать поваром и знала очень много рецептов блюд из картошки. Вы еще не догадались? Девушку звали Тоней. Конечно же! Это фильм «Девчата». И для вас звучит песня из этого всеми любимого фильма.

А. Пахмутова, сл. М. Матусовский Песня «Старый клен»

Услышав музыку из фильмов Эльдара Рязанова, в памяти сразу же всплывают кадры фильма, в котором она прозвучала: это и «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Невероятные приключения итальянцев в России». Мелодии из этих фильмов настолько узнаваемы, они давно перешагнули границы экрана и живут своей собственной жизнью. Их с удовольствием исполняют как профессиональные музыканты, так и любители в дружеских компаниях. В «Жестоком романсе» незабываемые вокальные иллюстрации, выдержанные в жанре романса, написал Андрей Петров.

А. Петров «Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»

Дубль 5.

«Угадай мелодию»

Часто в кинофильмах звучат песни. Многие из них мы знаем наизусть. Предлагаем вам блеснуть знаниями лучших фильмов. Я дам в нескольких словах подсказку, а вы должны определить песню и назвать кинофильм.

  1. Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. («Где-то на белом свете», к/ф «Кавказская пленница»)
  2. Песня о животных с длинными ушами, работающих косилыциками лужаек («Песня про зайцев», к/ф «Бриллиантовая рука»)
  3. Песня четырех друзей, которые любят многое: и женщин, и кубок с вином, и счастливый исход в драке. («Песня мушкетеров», к/ф «Д’Артаньян и три мушкетера»)
  4. Песня о загорелой девушке, собирающей виноград в соседнем саду («Смуглянка», к/ф «В бой идут одни старики»)
  5. Песня о будущем, которое не должно быть жестоко к нашим современникам («Прекрасное далеко», к/ф «Гостья из будущего»)
  6. Песня об атмосферных осадках, которые надо принимать в любое время года как благодать. («У природы нет плохой погоды», к/ф «Служебный роман»)
  7. Песня про участок суши, на котором живут безобразные, но добрые люди («Остров невезения», к/ф «Бриллиантовая рука»)

 

Существует особый жанр, где музыка звучит от первой до последней секунды, от первого до последнего кадра. Эти фильмы называются мюзиклами. За что мы любим мюзиклы? За легкость, веселье, пластичность, возможность в изящную форму вложить серьезное содержание, за талантливых актеров, за музыку и танцы. Жанр, родившийся в конце ХIХ века на сценах Нью-Йорка из сплава варьете, балета и драматических интермедий, сегодня стал одним из самых излюбленных и дорогостоящих. И если на заре своей истории музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важен был не сюжет, а популярные вокальные и танцевальные номера в исполнении кумиров публики, то сейчас ему подвластны и более сложные темы.

Основоположниками жанра в нашей стране, по праву, можно считать работы «Орфей и Эвридика» А. Журбина и «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова. Американские критики назвали последнюю работу первым российским мюзиклом, который наравне с колоритом отечественного театрального искусства воплотил в себе полное соответствие западным жанровым стандартам в плане режиссуры, музыки и хореографии. Значимым продолжением и классикой российского мюзикла стала исполненная впервые в 1981 г. и сочетавшая в себе рок-эстетику, церковное пение и глубокий философский смысл «Юнона и Авось» того же А. Рыбникова. Здесь следует вспомнить о печально известном российском мюзикле «Норд-Ост» и трагедии произошедшей в 2001 году на его показе.

Новогодние мюзиклы  — это яркие песни, зажигательные танцы, любимые звёзды и море позитива. Такие фильмы уже давно стали необходимой добавкой к новогоднему настроению: «Старые песни о главном», «Золушка», «Новогодняя sms-ка» и многое другое.

А. Лепин, сл. В. Лифшиц Песня «Пять минут»

Дубль 6.

Викторина «Узнай по фразе, или У всех на устах»

Узнайте фильм по ставшим крылатыми фразам или фрагментам песен.

  1. «Восток — дело тонкое…» (К/ф «Белое солнце пустыни»)
  2. «А вдоль дороги мертвые с косами стоят, и тишина…» (К/ф «Неуловимые мстители»)
  3. «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» (К/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!»)
  4. «Чтоб ты жил на одну зарплату!» (К/ф «Бриллиантовая рука»)
  5. «Овсянка, сэр!» (К/ф«Собака Баскервилей»)
  6. «Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше!» (К/ф «Кавказская пленница»)
  7. «Огласите весь список, пожалуйста». (К/ф «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)
  8. «Наши люди на такси в булочную не ездят!» (К/ф «Бриллиантовая рука»)
  9. «Танцуют все!» (К/ф »Иван Васильевич меняет профессию»)
  10. «Муля, не нервируй меня». (К/ф «Подкидыш»)
  11. «Есть такая профессия – Родину защищать». (К/ф «Офицеры»)
  12. «Бабу-ягу со стороны брать не будем, воспитаем в своем коллективе». (К/ф «Карнавальная ночь»)
  13. «Характер нордический. Беспощаден к врагам рейха». (К/ф «Семнадцать мгновений весны»)
  14. «Счастье — это когда тебя понимают». (К/ф «Доживем до понедельника»)
  15. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!» («К/ф «Двенадцать стульев»)
  16. «Ларису Ивановну хочу». («К/ф «Мимино»)
  17. «Слушай, и чего я в тебя такой влюбленный?» («К/ф «Свадьба в Малиновке»).
  18. «За державу обидно». (К/ф «Белое солнце пустыни»)

И. Шварц, сл. Б.  Окуджавы «Ваше благородие, госпожа Удача» (из. к/ф «Белое солнце пустыни») 

Дубль 7.

Пора возрождения российского кино наступила в начале XXI века. Можно говорить о фильмах бесконечно много. И неважно, какой он будет с технической точки зрения. Главное, чтобы зритель увидел вечные человеческие ценности: любовь, верность, дружбу, мужество. Чтобы зритель не разучился плакать в зале кинотеатров. Чтобы каждый раз, видя в конце фильма слово «конец», он мечтал о том, чтобы было снято продолжение…

Именно через кино человек узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений. Кино учит познавать себя самого и мир вокруг, заставляет человека делать жизнь вокруг себя чище и лучше.

Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от позиции добра, как и вся русская культура.

И теперь самое время произнести: «Стоп-кадр! Снято!». Или — помните крылатую фразу из к/ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»? — «А чё это вы здесь делаете, а? Кино-то уже кончилось!».

Друзья, спасибо за то, что этот вечер вы провели с нами! Спасибо за то, что вы любите кино! Ходите в кино и цените прекрасное!

М. Дунаевский, сл. Н. Олева песня «Ветер перемен» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания»

 

 

 

Радуга любимых фильмов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.