Антонцева Юлия Николаевна, Ефимова Ольга Сергеевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург

На перекрестке двух каналов,
увидеть можно семь мостов,
и ряд коломенских кварталов
Хранящих седину веков…
(Невский Курсант)

Одним из важнейших видов деятельности нашего Учреждения является социокультурная реабилитация детей-инвалидов, направленная на их духовно-нравственное развитие. Формирование культурных интересов и запросов, способствующих позитивным изменениям в их жизни и интеграции в обществе.

В городе-музее, каким является Санкт-Петербург, полноправным направлением социокультурной реабилитации является краеведение.

Расскажем об одном из таких мероприятий для детей, обслуживаемых отделением дневного пребывания в Учреждении.

Июль и август удивительная пора петербургского лета. Завершаются белые ночи, но солнце ещё встаёт рано утром, а заходит часам к девяти вечера. Воздух радует своей теплотой. Он наполнен запахами скошенных трав и ароматами цветов садов и скверов. Журчание вод рек и каналов, плеск волн на пляжах Маркизовой лужи приглашают купаться. Мы же собираемся прогуляться по уникальному уголку города, который носит негласное название «Маленькая Венеция». Начав прогулку на Никольской площади, хотим познакомиться с Никольским садом, заглянуть в Николо-Богоявленский Морской собор, загадать на Семимостье заветные желания. И пройтись по некоторым улицам и проспектам Коломны, завершив путешествие на Театральной площади.

В день прогулки все собрались вовремя и были одеты по погоде. На улице тепло, лёгкий ветерок, дождь не ожидается. Подошел автобус. Ребята, громко разговаривая и смеясь, заняли в нем свои «любимые места». По дороге, напомнив детям о правилах поведения во время прогулки, кратко рассказали о нашем маршруте. И об истории Никольской площади, появившейся на карте города почти 300 лет назад как «Адмиралтейская Соборная площадь». Сегодня площадь занимает квадратный участок между проспектом Римского Корсакова с отходящим от него проездом в сторону Садовой улицы и пересекающихся каналов Грибоедова и Крюкова. В центре площади Николо-Богоявленский Морской собор, окруженный со стороны канала Грибоедова служебными постройками, а со стороны проспекта Никольским садом. Сад на площади появился в конце 19 века. По городской легенде, купец Асей Михайлович Тупиков обратился к генерал-губернатору Петербурга с предложением вместо булыжниковой мостовой разбить на площади перед собором сквер. В качестве оплаты он запросил себе булыжники — камни, которыми была вымощена площадь.

Это очень удивило детей: «камни вместо денег?». Пришлось объяснить, что в те времена булыжник как строительный материал очень ценился. Находить и собирать булыжники для мощения улиц были обязаны все. И жители города, и посещающие его. Ещё при Петре I каждая подвода при въезде в город обязана была привести 3 булыжника. А каждое прибывающее судно от 10 до 30. Купец на свое предложение получил согласие, но при условии, что вокруг сквера установит ещё ограду. После разборки мостовой завезли землю, проложили дорожки, высадили деревья и кустарники. При открытии сквера император Александр II повелел объединить воедино сквер с уже существующим тогда небольшим церковным садиком. Через год в новом саду установили два фонтана, оборудовали беседку и «ретирадник» – место, где посетители сада при необходимости могли заняться «toilette» – приведением себя в порядок.

За разговором не заметили, как автобус подвез нас к входу сада. Войдя в сад, ребята быстро сориентировались, найдя среди деревьев и кустов детскую площадку и фонтан. В первую очередь всех заинтересовал фонтан со скульптурой мальчика, присевшего в середине на постаменте и выдувающего вверх через рожок струю воды. Подойдя ближе, обнаружили восемь лягушек, восседавших на бортике круглой чаши фонтана, изо рта которых в сторону мальчика изливались блестящие на солнце струи воды. Вот к ним-то и устремились дети. Оказалось, что «лягушки уселись так удачно», что можно было руками «струи дробить и менять их направление». Поиграв струями, побрызгав друг на друга все отправились на детскую площадку, где с удовольствием покачались, полазили по лестницам-пирамидам и позанимались на тренажерах.

Отдохнув после площадки на садовых скамейках, прошли к высокому двухэтажному зданию Николо-Богоявленского собора, увенчанному пятью позолоченными главами с крестами. Бело-синие стены собора украшены: колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками широких оконных арок и сводов, балконами с узорчатыми коваными решётками. По высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны каменное здание «морской полковой церкви» взамен деревянного строилось почти десять лет. Нижняя церковь в честь Николая Чудотворца, покровителя всех странствующих, была освещена ещё в её царствование – 5 декабря 1760 года. Верхнюю церковь в честь Богоявления осветили 20 июля 1762 года, уже в присутствии императрицы Екатерины II, которая «изустно повелела» именовать возведенное здание «Морским собором», неразрывно связав его историю с историей и традициями российского флота.

Осмотрев здание снаружи, вошли в него и попали в нижний храм, показавшийся после дневного света темным. Службы не было, народу немного. Полумрак, великолепие убранства храма, мерцание лампад, колеблющийся свет свечей заворожили своей торжественностью. Дети притихли. Позднее Ира сказала, что у неё возникло ощущение причастности к чему-то очень таинственному. Кому-то же храм вначале показался мрачноватым. Через некоторое время подошел священнослужитель и, познакомившись с нами, повел всех по храму, подводя к иконам и рассказывая о том, что храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры «такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет».

В соборе хранится много святынь. Например, одна из величайших святынь Петербурга – икона Святителя Николая греческой работы XVII века. Образ был преподнесен греческими моряками настоятелю деревянной церкви, стоящей на площади ещё до возведения собора. В нижнем храме он хранится у левого клироса. Императрица Александра Феодоровна, жена Николая I, подарила храму частицу мощей Святого Николая. Они были утрачены в 20 годы прошлого столетия. Есть иконы, подаренные Екатериной II в память о российских морских победах 1770-1790 годов. С тех времён в соборе действует добрая традиция проводить богослужения в честь всех важных событий, происходящих на российском флоте. Выпускники мореходных учебных заведений Санкт-Петербурга принимают здесь присягу на верность флотскому долгу. А по погибшим морякам совершается панихида.

Со дня освящения собор ни разу не закрывался. Даже в блокадные дни, несмотря на голод, холод, бомбежки и другие невзгоды, которые приходилось преодолевать жителями блокадного города, ежедневно проходили утренние и вечерние богослужения. Настоятель каждый вечер после службы обходил собор с иконой Святого Николая «моля Его, чтобы Он сохранил храм и город от разрушения». В соборе был организован сбор пожертвований от верующих в фонд обороны. Сумма взносов за годы Великой Отечественной войны составила более четырех миллионов рублей. «О спасении блокадных жителей молился и митрополит Гор Ливанских Илия Салиби. Ему было явление Самой Божией Матери, Которая свидетельствовала, что город будет пощажен. Митрополит Илия пообещал тогда, что при первой возможности привезет в Ленинград частицу святых мощей свт. Николая. Так и случилось по окончании войны.» Сегодня медальон с мощами хранится в нижнем храме вместе с образом святителя Николая. Дети слушали рассказ с большим интересом.

Выйдя из собора, прошли к Цусимскому обелиску. Мемориалу из красного полированного гранита, увенчанного бронзовым орлом с крестом. Обелиск установили в 1908 году в память подвига экипажа броненосца «Александр III» в ходе Цусимского сражения с японской флотилией в 1905 году. Возложив к обелиску букетик цветов, идем на набережную Крюкова канала к отдельно стоящей четырёхъярусной колокольне. К ней не приблизится — она на ремонте и окружена строительными лесами. Подойдя к ограде набережной, видим слева три моста, нависшие над водами каналов, пересекающихся крестом. Бодро направляемся к ним, сообщая детям, что приближаемся к одному из мистических мест города – Семимостью. Оживление возрастает…

Подходим к пересечению каналов. Вот и первый мост. Перед нами ступни Красногвардейского моста. Он перекинут через канал Грибоедова для пешеходов и связывает Никольскую площадь с Садовой улицей, проходящей на том берегу канала вдоль его набережной. Поднимаемся на мост и, остановившись на его середине, оглядываемся. Напротив, перед нами второй мост — Пикалов, также нависающий над водами канала Грибоедова. Слева, над продолжением Крюкова канала, в створе Садовой улицы, имеющей интенсивное автомобильное и трамвайное движение, третий мост – Старо-Никольский. На противоположной стороне Садовой старейший рынок Петербурга – Никольские ряды. Спускаемся с Красногвардейского моста на набережную и, перейдя по Старо-Никольскому мосту Крюков канал, поворачиваем направо. Пройдя шагов тридцать, останавливаемся перед Пикаловым мостом, который мы недавно созерцали, стоя на Красногвардейском мосту. Это место и есть Семимостье.

Но где же остальные мосты? Встаем лицом к Красногвардейскому мосту и… дети вскоре находят четвертый мост — это Ново-Никольский, который спрятался за Красногвардейским. А справа, за Старо-Никольским, над устьем Крюкова канала, несущего свои воды в Фонтанку, видим пятый мост — Смежный. Слева от колокольни кто-то разглядел шестой мост – Кашин, а за ним и седьмой — Торговый. Браво! Но Митя, повернувшись спиной к Красногвардейскому мосту, разглядел на правом берегу канала Грибоедова зелёные купола жёлтого здания Свято-Исидоровской церкви. А перед ней нашел ещё один мост – Могилевский, по которому Лермонтовский проспект пересекает канал. «Так сколько же отсюда можно увидеть мостов? Семь или восемь? Мы на Семи или Восьми-мостье?!»

Чтобы ответить на этот вопрос, вспоминаем историю строительства мостов. Красногвардейский мост, первый в нашем подсчете, самый молодой. Его возвели около 70 лет назад, хотя собирались построить лет на 130 раньше. Остальным мостам, кроме Ново-Никольского и Могилевского, больше 240 лет. Ново-Никольский был построен после них лет через 60, а Могилевскому через пару лет исполнится 120 лет. Вот поэтому-то петербуржские старожилы не считают Красногвардейский мост частью Семимостья. Но, сохраняя за этим историческим местом мистическую значимость цифры семь, учитывают только мосты, построенные до 1905 года. Старо-Никольский, Смежный, Кашин, Торговый по Крюкову каналу, Ново-Никольский, Пикалов и Могилевский по каналу Грибоедова.

Петербургская легенда утверждает, что благодаря «счастливой» цифре семь сбываются все желания, загаданные на Семимостье. Особенно, если оказаться в этом месте в белые ночи седьмого июля в семь часов утра… или вечера!!!

Да-а-а, чуть не забыли сказать детям, что, перейдя Крюков канал по Старо-никольскому мосту, мы оказались на территории Коломны. Бывшей окраине города, а в настоящее время — легендарном месте Адмиралтейского района. Название Коломна зародилось в 30-е годы 18 века, когда в «IV Адмиралтейской части» города, что ближе к устью Невы, стали селиться работные люди из подмосковного села Коломенское. В начале 18 века это болотистый участок леса между реками Фонтанка и Мойка со стоящими на их берегах невзрачными деревянными домиками. Сегодня Коломна, благодаря обилию рек, каналов, мостов, соединяющих набережные с невысокими каменными домами постройки конца позапрошлого — начала прошлого веков, коренными петербуржцами называется «Маленькая Венеция». Коломна, как и настоящая Венеция, со всех сторон окружена водой. А канал Грибоедова разрезает Коломну на два острова: Покровский и Коломенский. Острова между собой связаны пятью мостами. А с окружающими районами города их соединяют уже пятнадцать мостов.

По завершению обзора Семимостья и знакомства с историей Коломны, пересчитав ещё раз мосты и загадав желания, покидаем Крюков канал и отправляемся по левобережной стороне канала Грибоедова к Могилевскому мосту. Справа перильное гранитно-чугунное ограждение, слева газон с раскидистыми липами, под ногами гранитные плиты мостовой. По каналу проплывает экскурсионный кораблик. С него кто-то машет нам рукой, приветствуя «наше пешеходное путешествие по каналам», как выразился Саша, машущий в ответ. Перед нами канал удивительной красоты. В его водах отражаются купола собора, окружающие здания, мосты, гранит набережных и чайки, парящие над водой. Завораживающая картина!

Вот и Могилевский мост. Перейдя по нему канал, направляемся по Лермонтовскому проспекту в сторону улицы Декабристов. Здесь дети обращают внимание на возвышающееся за ограждением величественное желто-красное здание. Производит впечатление как размер здания, так и разнообразие его архитектурных элементов и декора. Центральная двухэтажная часть увенчана огромным куполом, установленным на многогранном постаменте. Стены с арочными окнами богато украшены лепниной. Парапет ограды выполнен из гранитных блоков с ажурной металлической решёткой и калиткой. Вход в здание оформлен парными колоннами и аркой, к которому ведет лестница из двенадцати широких ступеней. Это здание Большой Хоральной Синагоги. В декабре этого года исполняется 130 лет со дня её открытия.

Побывать внутри синагоги захотелось всем. На информационном стенде у входа знакомимся с правилами прохода и поведения внутри. Похоже, что нас не пустят… Мы одеты не совсем правильно, но охрана разрешает пройти в здание. Поднявшись по ступеням, заходим внутрь и попадаем в большой вестибюль, который, как нам сказали, знаменит своей уникальной акустикой: стоя в одном конце вестибюля, можно слышать слова, произнесённые шёпотом у его противоположной стены, а в центре вестибюля звук многократно усиливается. Если же стоять лицом к стене, то возникает впечатление, что «стена разговаривает с тобой». Попробовали сами «пошептать» и «послушать стену». Вроде бы получилось!

Идем дальше через богатые двери и попадаем в главный молельный зал. Высокое прямоугольное помещение с белоснежными колоннами по левой и правой стороне, поддерживающими балконы. Как мы узнали позднее, «во время службы на них места для женщин». Напротив входа, между колоннами на подиуме высокая ниша с куполообразным сводом. В её глубине красочный ковчег – место хранения пергаментных свитков Торы — основной священной книги иудаизма. А перед нами ряды скамеек, разделённые проходом к середине зала, где находится бема, возвышение со столом, за которым во время богослужения читают свитки Торы или отрывки из книг пророков.

Интерьер зала впечатляет детей. Солнечный уличный свет, попадающий в зал через витражные окна под балконами и над ними, освещает почти все уголки зала. В окраске использованы бело-желто-голубые тона. Стены и потолок покрыты разноцветной росписью. Мальчиков заинтересовал узор паркета и люстра внушительных размеров, висящая над бема. Прошли в начало зала и присели на деревянные скамейки для прихожан. На спинках некоторых мест нашли таблички с фамилиями. Оказывается, что это именные места прихожан, внесших значимый вклад в финансирование строительства. Проходящий служащий отметил, что и в этом зале прекрасная акустика: «шепотом сказанные слова можно услышать даже на расстоянии десяти метров». Также он сообщил, что в синагоге есть ещё много интересных помещений. Но у нас мало времени, поэтому с сожалением её покидаем.

Выходим за ограду, доходим до улицы Декабристов и по ней идем в сторону Театральной площади. Вскоре оказываемся перед мостом, перекинутым через канал. Дети интересуются «к какому каналу вышли и как называется мост?» Останавливаемся на середине моста. Слева от нас зелёное трёх-четырехэтажное здание старой постройки. Справа — высокое здание с большими витражами и встроенным двухэтажным фрагментом старого здания. Кто-то отметил, что «это явно современная постройка». Мальчики обращают внимание на «подвесной мост», соединяющий оба здания на уровне вторых этажей. На нём надпись, которую громко читает Саша: «Ма-ри-ин-ский те-атр». Объясняем детям, что левое здание — «Старая», а правое – «Новая» сцены знаменитой Мариинки, Государственного академического Мариинского театра, одного из ведущих музыкальных театров России и мира. А висячий мост – это закрытая галерея, позволяющая артистам и работникам театра, не выходя на улицу, переходить из одного здания в другое.

Под мостом один за другим проплывают маленькие и большие катера с туристами. Шум моторов, голоса гидов и туристов, плеск волн о гранит набережных будоражит приуставших детей. Они весело смеются, показывая друг другу и нам на колеблющиеся в воде отражения окружающих зданий и экскурсионных катеров, проходящих под мостом. Ира вдруг восклицает: «мы с папой проезжали здесь на машине!» А Саша, увидев автобус 22 маршрута, сообщает: «а я с мамой на нём ездил по Невскому!» Мы же задаём детям вопросы, как они думают: что за канал под нами и где мы находимся? В это время громкоговоритель катера, проходящего под мостом, сообщает: «мы проходим под мостом Декабристов и, свернув за следующим Матвеевым мостом в реку Мойку, покидаем Крюков канал.» Так вот где мы: «На канале, с которого начали прогулку по Коломне, и на нём же её завершаем!»

Дети в восторге! Прощай…
«… Коломна-Заповедник Петербурга,
Там столько милых мостиков, мостов,
Вдоль набережных ряд оград чугунных,
Решёток над прохладою водой».
(Людмила Первомайская)

Спустившись с моста, выходим на Театральную площадь, где нас должен ждать автобус. Подходим к входу «старой сцены» Мариинки. Напротив, перед нами здание Консерватории. Оно частично в строительных лесах. Слева от Консерватории, в «Театральном сквере» памятник Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, русскому композитору, педагогу и дирижёру. Справа, в безымянном сквере памятник Михаилу Ивановичу Глинки, одному из величайших русских композиторов. Но нам он не виден. Мешают забор и вагончики «Метростроя», огораживающие строительство вестибюля будущей станции метро «Театральная». А вон и наш автобус, приютившийся рядом с памятником Римскому-Корсакову. Идем к нему. Переходя ул. Глинки, кто-то из детей замечает купола Николо-Богоявленского морского собора. А под ними деревья Никольского сада, с которого и началось наше сегодняшнее путешествие. Вот и конец прогулки, которая подтвердила истинность слов нашего земляка Андрея Битова: «Петербург создан для прогулки: он как парк, он как зал».

Прогулка по «Маленькой Венеции» была проведена летом 2023 года сотрудниками отделения дневного пребывания СПБ ГБУСОН «ЦСРИиДИ Центрального района», в рамках комплекса краеведческих мероприятий, о котором рассказывалось в статье «А у нас «Краеведческая карусель!», опубликованной 28.09.2023 в журнале СОННЭТ.


©Антонцева Ю.Н., Ефимова О.С. (фото авторов)

Путешествие по «Маленькой Венеции!». Антонцева Ю.Н., Ефимова О.С., СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург

antoncevayun-efimovaos-art07tv-07012024

Рубрика: Творчество в социальной работе

Выпуск 01 (89)/2024


Листаем архив СОННЭТ
  • Пластилинография с использованием природного материала
    Андреева Ольга Владимировна, социальный педагог, ОГБУ СО «СРЦН Заларинского района», Иркутская область, рп. Залари Пластилинография с использованием природного материала
  • Цикл занятий «Чудеса из соленого теста»
    Кучерявенкова Елена Валерьевна, специалист по социальной работе, отделение дневного пребывания молодых инвалидов ГОАУСОН «Мурманский КЦСОН» Цикл занятий «Чудеса из соленого теста»
  • Путешествие по «Маленькой Венеции!»
    Антонцева Юлия Николаевна, Ефимова Ольга Сергеевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург На перекрестке двух каналов,увидеть можно семь мостов,и ряд коломенских кварталовХранящих седину веков…(Невский Курсант) Одним из важнейших видов деятельности нашего Учреждения является социокультурная реабилитация детей-инвалидов, направленная на их духовно-нравственное развитие. Формирование культурных интересов
  • Творческое занятие «Аппликация из природного материала»
    Берестенникова Ольга Геннадьевна, социальный педагог, ОГБУ СО «СРЦН Заларинского района», Иркутская область, рп. Залари Творческое занятие «Аппликация из природного материала»
  • Уникальность открыток
    Капанадзе Юлия Анатольевна, педагог дополнительного образования ОГБУСО «Центр помощи детям «Гармония» г.Черемхово» Уникальность открыток
Путешествие по «Маленькой Венеции!»
Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
5,00 в среднем на основе 30 отзывов
Загрузка...
Метки:    

Путешествие по «Маленькой Венеции!»: 7 комментариев

  • 12.01.2024 в 4:50 пп
    Постоянная ссылка

    Очень интересный материал, развернутый. Действительно, как будто побывала на экскурсии! Очень люблю Санкт-Петербург, хоть сама и проживаю в Краснодарском крае. Большое спасибо!

    Ответить
  • 14.01.2024 в 6:57 пп
    Постоянная ссылка

    Очень важны такие мероприятия! И очень интересная статья, информативная, душевная, написанная литературным языком и притом живо!, с душой.Мои искренние одобрения

    Ответить
  • 31.01.2024 в 11:46 пп
    Постоянная ссылка

    Такое удовольствие получила, пока читала. Сама как будто на экскурсии побывала. Тепло, радостно написано. Да ещё сквозь призму восприятия детишек, что мне особенно понравилось. Так и слышатся детские голосочки. А знаете, я, к стыду своему, про семимостье слышу впервые. Сама задумалась, какой же мост лишним оказался.

    Ответить
  • 07.02.2024 в 12:29 дп
    Постоянная ссылка

    Спасибо за такую прелесть. Прочел на одном дыхании, не отрываясь. Впечатлен, вдохновлен. С удовольствием прогуляюсь по данному маршруту моего любимого города.

    Ответить
    • 13.02.2024 в 3:59 пп
      Постоянная ссылка

      Очень интересная, познавательная экскурсия, как для детей, так и для взрослых. Прочла на одном дыхании! И написано лёгким, живым языком…с душой и любовью к нашему прекрасному городу. Действительно, «Петербург создан для прогулок…» Спасибо вам за увлекательное путешествие!

  • 09.02.2024 в 5:59 пп
    Постоянная ссылка

    Как же здорово написано: ярко, живо,эмоционально. Словно сам погружаешься в атмосферу рассказа! Спасибо за доставленное удовольствие)))

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.