Антонцева Юлия Николаевна, Ефимова Ольга Сергеевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга»

Культовая архитектура, как символ религиозных устоев

«Храмы — это духовные школы, врачебницы, просветительные места, дорожные станции для путешественников неба, дома благотворительные, где оказываются нам величайшие благодеяния и пособия благодатные для приготовления к водворению на небо»
Иоанн Кронштадтский

На отделении дневного пребывания детей-инвалидов нашего Учреждения социальные услуги предоставляются детям в возрасте от трех лет до совершеннолетия. Обслуживание осуществляется согласно утвержденной индивидуальной программе предоставления социальных услуг (ИППСУ). Одним из направлений деятельности учреждения является оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью, в его социализации. Признавая бесспорность роли семьи в социализации ребенка необходимо отметить в этом также важнейшую роль таких социальных институтов как образование, культура и религия. В последние годы сотрудники отделения стали обращать внимание на проявление интереса у детей к религии, в частности, к посещению культовых сооружений.

Опыт же посещения церквей и храмов во время прогулок показал, что многие дети не умеют выделять архитектурные особенности культовых зданий и ансамблей в городской застройке, а попав в них, часто не знают, что делать и как себя вести. Приведём два примера.

Однажды, по завершению прогулки по пешеходной зоне Соляного переулка, один из старших мальчиков предложил зайти на соседнюю улицу в Пантелеймоновскую церковь – в которую его «водила бабушка, когда он болел». У нас было минут двадцать свободного времени, и мы зашли в храм. Оказавшись в церкви, дети повели себя по-разному: кто-то, перекрестившись, тихо пошёл от иконы к иконе, кто-то застыл у входа и не хотел проходить дальше, а десятилетняя Ира, войдя и оглядевшись, встрепенулась и, что-то напевая, закружилась и, пританцовывая, направилась к иконостасу. Артём, мальчик на пару лет старше её, вошедший в храм первым и с интересом рассматривавший роспись потолка, быстро подошел к ней и, взяв за руку, остановил её кружение. Прижимая к своим губам указательный палец, он тихо заметил, что в церкви так себя не ведут. Девочка стушевалась и, дождавшись подхода остальных, пошла со всеми осматривать убранство церкви, держась за руку Артёма.

В следующий раз, во время прогулки по пушкинским местам, на Большой Конюшенной улице детей заинтересовало выделяющееся среди остальных строений трехэтажное бело–зеленое здание с портиком из четырёх белоснежных колонн, поддерживающих треугольный фронтон. На крыше за фронтоном на барабане возвышался купол, увенчанный позолоченным латинским крестом. Это было здание одного из старейших лютеранских приходов Петербурга — Финской церкви Святой Марии. У нас оставалось свободное время, и мы поднялись по ступеням портика к входу храма.

Пройдя вестибюль, оказались в высоком прямоугольном колонном зале с балконами в два яруса. В оформлении зала преобладал белый цвет. Через окна под балконами и над ними лился уличный свет. Строгость прямых линий интерьера на фоне белоснежной чистоты заставило детей притихнуть.

Посередине между рядами белых деревянных скамеек со спинками — проход. По нему подходим к подиуму, на котором за белой перегородкой находится алтарь. Слева, на краю подиума, перед перегородкой — кафедра. Из религиозной атрибутики на столе алтаря небольшое распятие и Библия. Справа у перегородки высокий деревянный латинский крест, а на алтарной стене большая яркая картина «Вознесение Господне». На ней парящая в воздухе фигура Христа в бело-красном одеянии с поднятой правой рукой, благословляющей присутствующих в зале. Внизу картины две группы людей, стоящих на земле и наблюдающих «Вознесение». Под картиной два трехрожковых подсвечника со свечами. Кто-то из старших детей обращает внимание на отсутствие икон и лампад. Постояв перед оградой алтаря и обсудив сюжет картины, мы поворачиваемся и идём назад.

На балконе, что над входом, через который мы вошли в зал, Саша обращает внимание всех на белую надстройку с «металлическими трубами, упирающимися в потолок». Дети с интересом смотрят на балкон. Кто-то спрашивает: «зачем этот водопровод?». Оказывается, никто никогда не видел органа и не слышал органной музыки. Мы останавливаемся в промежутке между рядов и предлагаем всем присесть на скамейку, чтобы немного рассказать о храме, в котором мы оказались. Но вдруг раздаются удивительные переливы органной музыки, сначала заставившие детей притихнуть, а затем, не обращая внимания на наши замечания, начать вертеться и громко переговариваться в поисках «места откуда исходит музыка». Проходящий служащий, указав на орган, попросил детей не шуметь и объяснил, что идёт репетиция. Да и у нас уже было время на исходе, поэтому мы, успокоив детей и немного послушав орган, не спеша направились к выходу.    

Эти события заставили нас задуматься о необходимости познакомить детей, как с архитектурой культовых сооружений, так и с особенностями и правилами посещений религиозных объектов различных вероисповеданий. Тем более что для этого нет необходимости ездить в другие города и страны, так как мы живем в Санкт-Петербурге, в одном из самых многонациональных и многоконфессиональных городов России, имеющем негласное звание «Города всех религий».

Вот уже более трёх столетий в городе Святого Петра дружно живут носители различных национально-культурных и религиозных традиций. По данным Всероссийской переписи населения 2020-2021 годов, в Санкт-Петербурге проживают, учатся, работают представители более 170 национальностей и народностей. Архитектурное разнообразие культовых сооружений украшает облик города, символически отражая религиозные устои различных вероисповеданий. Последние десятилетия активно восстанавливаются такие архитектурные элементы культовых сооружений, как живописные и мозаичные иконы, витражи, фрески, росписи, символические изображения. В Петербурге прекрасно смотрятся и уживаются культовые сооружения всех основных мировых религий и конфессий. Православные и католические храмы, костелы, кирхи, базилики, синагоги, мечети, погоды, молитвенные дома -бесценные сокровища города на Неве, бережно сохраняемые сегодня для будущих поколений.

Только прогуливаясь от реки Мойки до Садовой улицы по Невскому проспекту, на нём или на улицах, отходящих от него, можно увидеть и посетить семь действующих храмов. Это три лютеранских церкви: Св. Марии (финская) — на Большой Конюшенной, Св. Петра и Павла (немецкая) — на Невском проспекте, Св. Екатерины (шведская) — на Малой Конюшенной. А на противоположной стороне Невского проспекта раскинул свои колоннадные объятия православный Казанский собор. Выйдя же на Казанский мост, перекинутый через канал Грибоедова (Екатерининский канал), слева увидим на берегу канала пятиглавый православный собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови). Если же пройти по Невскому ещё метров 150, то окажемся перед строгим входом католического храма — базилики Святой Екатерины Александрийской.

Продолжив путь по Невскому проспекту далее, через 2-3 минуты, окажемся перед православным храмом Св. Екатерины Армянской Апостольской церкви. Также на Невском проспекте у Зелёного моста через Мойку и на Большой Конюшенной улице сохранились здания храмов бывших приходов Французской и Голландской реформаторской церкви. Если же от Садовой улицы проехать до восточной оконечности Невского проспекта, можно посетить Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру — мужской православный монастырь, основанный по указу Петра I в 1713 году. Недаром Александр Дюма-отец, прогуливаясь погожим летним днём 1858 года по Невскому проспекту, воскликнул: «La rue de la Tolérance!» — «Улица Толерантности!». По информации газеты АиФ, «Сегодня в Петербурге в собственности или ведении религиозных объединений находятся свыше 230 культовых зданий».

Религия, как социальное явление, сопутствует человечеству на протяжении большей части его истории и, как особая форма осознания мира, основанная на вере в сверхъестественное, содержит набор моральных и поведенческих норм, обрядов, культовых действий. Любовь, забота о ближнем, честность, терпение и прочие духовно-нравственные ценности, проповедуемые церковью, религиозные праздники и традиции всегда оказывали влияние на усвоение ребёнком моральных норм и правил поведения в обществе.

Но сегодня, несмотря на рост религиозности населения России, многие родители оказываются не готовы использовать религиозные формы осознания ребёнком мира, для решения задач его духовно-нравственного воспитания. Поэтому сотрудниками нашего учреждения, с согласия родителей, был проведён ряд мероприятий по ознакомлению детей с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Всего за лето 2023 года было проведено около 20 мероприятий, включающих:

  • Три экскурсии в «Государственный музей истории религии»;
  • Встречу с протоиереем отцом Димитрием Симоновым, настоятелем Храма апостолов Петра и Павла при РГПУ;
  • Посещение православных и католических храмов на «Улице Толерантности»;
  • Прогулку к Соборной мечети на Петроградской стороне;
  • Знакомство с Хоральной синагогой и Буддийским храмом;
  • Участие в конкурсе «Весь мир – театр», с выставкой рисунков на религиозную тему;
  • Прогулку к зданию бывшей церкви святого князя Александра Невского на ул. Правды 13 (ныне здание Института Кино и Телевидения) с целью знакомства с настенным мозаичным панно на его фасаде «Христос, благословляющий детей», восстановленным в 2015 году;
  • Экскурсию по Храму Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых.

В мероприятиях приняли участие 14 разновозрастных детей, находящихся летом 2023 года на обслуживании. Участвующие в мероприятиях дети имели сенсорные, ментальные и опорно-двигательные нарушения. Возраст – от 10 до 17 лет. В конкретных мероприятиях участвовали от 4 до 8 детей и 2-3 человека сопровождающих. Почти все мероприятия проходили в местах, находившихся вне пешеходной доступности, поэтому перевозка его участников осуществлялась автобусом учреждения. Общая длительность мероприятия с дорогой не превышала 2,5 часов. Подготовка к мероприятию включала как организационные моменты, так и методические проработки целей и задач посещения с представителями посещаемого учреждения культуры или культового объекта. Одним из элемента проработки был подбор объектов посещения, в которых имелся практический опыт работы с инвалидами.

В качестве примеров организации и проведения мероприятий расскажем о посещении экспозиций Музея истории религии; о встрече с отцом Димитрием Симоновым — настоятелем православного Храма апостолов Петра и Павла; о знакомстве с Соборной Мечетью и посещении Буддийского храма: об экскурсии по Храму Феодоровской иконы Божией Матери. А о посещении православного Николо-Богоявленского Морского собора и Большой Хоральной синагоги можно прочесть в статье «Путешествие по «Маленькой Венеции!», опубликованной 07.01.2024 в журнале СОННЭТ. По ходу рассказа будем делиться наблюдениями за происходящими изменениями в поведении детей по мере роста числа посещений культовых сооружений.

Первым мероприятием было посещение Музея истории религии (МИР), имеющего большой опыт работы с инвалидами. К посещению музея готовились заранее: провели устный опрос родителей на предмет знакомства их детей с мировыми религиями и их согласия на привлечение детей к участию в мероприятие. Обсудили с детьми и сопровождающими цель экскурсии и правила посещения музея. А так как поездке в музей предшествовало посещение православной и лютеранской церквей, то договорились с музеем, что первую экскурсию, посвятим истории христианства. А её продолжительность определили в пределах 20-30 мин.

В день посещения МИРа все участники собрались за пятнадцать минут до назначенного времени. Подошел автобус, все заняли свои «любимые места», и через двадцать минут оказались у входа в музей, находящийся на Почтамтской улице, дом 14. До начала экскурсии минут пятнадцать, мы выходим из автобуса и оглядываемся. Всех поражает тишина улицы, хотя в пяти минутах ходьбы Исаакиевский собор, Мариинский дворец, а чуть далее Адмиралтейство, Дворцовая площадь, Невский проспект.

Внимание детей привлекает крытая галерея над улицей с надписью «ГЛАВПОЧТАМТѢ», соединяющая на уровне вторых этажей здание музея, у которого стоим мы, с трехэтажным зданием на противоположной стороне улицы. Объясняем, что когда-то оба здания принадлежали Почтовому ведомству. В здании, у которого мы стоим, жили служащие ведомства, а на противоположной стороне здание Главного почтамта, в котором они работали. В нем и сегодня находится главное почтовое отделение города. Во времена Екатерины II именно от этого здания велось исчисление расстояний на всех дорогах, ведущих в разные стороны от Санкт-Петербурга, а сегодня, в память об этом, в операционном зале Главпочтамта установлен «нулевой» верстовой столб.

Понежившись в тёплых солнечных лучах, мы заходим внутрь музея. Нас приветливо встречают и предлагают присесть на банкетки и подождать прихода экскурсовода. Вот и экскурсовод – приятная молодая дама, представившаяся Юлией Валерьевной. Она просит каждому участнику экскурсии назвать своё имя и, напомнив правила поведения в музее, ведет нас на экскурсию. Дети, оробев, затихают и чинно проходят за ней. В зале с экспозицией о зарождении Христианства, Юлия Валерьевна, немного поговорив с каждым ребёнком и оценив уровень знаний участников, приступает к рассказу о становлении Христианства, самой распространенной в мире религии. Переходя от экспоната к экспонату и обращаясь по имени — то к одному, то к другому ребенку, она в форме диалога познакомила всех с зарождением христианства и его ролью в жизни человечества. Кратко коснулись темы архитектурных особенностей христианских храмов от древнейших, устраиваемых в пещерах, до современных.

Дети, несмотря на наши опасения, слушали внимательно и, с удовольствием отвечая на задаваемые вопросы, включались в обсуждение. Двадцать пять минут пролетели незаметно, а дети с интересом продолжали слушать. Ещё десять минут и, после знакомства с иконами «Благовещение» и «Рождество Христово», экскурсия завершается. По дороге на выход мы прошли через залы, посвященные другим мировым религиям. По поведению детей было хорошо видно, что музей и экскурсовод произвели на них впечатление. Даже самый старший — Максим, обычно недоверчивый к новым людям, отблагодарил Юлию Валерьевну тем, что по дороге к выходу, улыбаясь, пошёл с ней, взяв её под руку.

Выйдя из музея, мы прошли на Исаакиевскую площадь, побродили между колонн громады Исаакиевского собора, посидели в тени кустов его сквера, затем рассмотрели памятник Николаю I, восседавшему на вздыбленном коне. На площади перед Мариинским дворцом нашли ожидавший нас автобус и направились «домой». Позднее в МИРе прошли еще две встречи, на которых мы узнали много интересного и о христианских конфессиях, и о других мировых религиях.

Всем хорошо запомнилась встреча с отцом Димитрием Симоновым, настоятелем Храма святых первоверховных апостолов Петра и Павлапри РГПУ им. А. И. Герцена. Храм знаменит тем, что он был построен в первой половине 19 века при Императорском училище глухонемых по инициативе вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, матери Николая I. В советский период храм был закрыт и возобновил работу более чем через семьдесят лет в 1997 году. Сегодня при храме действует община глухих. Раз в неделю служба ведётся с сурдопереводом, а в последние годы его стали посещать, помимо глухих, также слепоглухие и незрячие.

Отец Димитрий, встретивший нас, пригласил пройти в храм. Пока мы обходили храм, он рассказал нам его историю, показал особенности устройство храма: средний храм (неф), алтарь с двухярусным клирос, обратил наше внимание на хоры и свод, поддерживаемые восьмью колоннами. Когда его спросили о колокольне, то он пообещал сводить и на неё. Рассказал каким святым есть иконы в храме и показал их.

Познакомил с литургическими предметами церковной утвари, применяемыми в христианском богослужении, в первую очередь — во время таинства причащения. Предметы: богослужебная чаша (потир), небольшое священное блюдо (дискос), звездица (две крестообразно соединенных дуги, означающие лучи Вифлеемской звезды), кадило (металлический сосуд на цепочках, используемый для окуривания дымом ладана), не были освящены и предназначались для «тактильного осмотра» незрячими прихожанами. Интересно было наблюдать, как дети, взяв из рук отца Димитрия литургические предметы, осторожно ощупывали и внимательно рассматривали их. С некоторой осторожностью были осмотрены резной крест и резная икона Богоматери (для слепых), а также купель для крещения младенцев. И только Тони (ребёнок из мусульманской семьи) молча наблюдал, ничего не трогая.

В завершение отец Димитрий предложил всем поставить свечи перед иконой того святого, который им больше всего понравился, и… все дети, дружно, направились к образу святого Серафима Саровского. А Тони продолжал молча наблюдать. Поставив свечи и поклонившись святому, мы поднялись на колокольню, где отец Димитрий познакомил детей с её устройством и даже дал немного позвонить, что понравилось всем, даже Тони. Спускаясь с колокольни, мы зашли на хоры, с высоты которых храм казался ещё просторнее, светлее, загадочнее и торжественнее. На прощание отец Димитрий вручил всем подарки. Посещение храма и общение с отцом Димитрием оставили у всех радостные и светлые впечатления.

Продолжение следует. В нем мы расскажем о знакомстве с исламом и посещении дацана — буддийского храма Санкт-Петербурга.


©Антонцева Ю.Н., Ефимова О.С. (фото авторов)

Опыт знакомства детей-инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 1. Антонцева Ю.Н., Ефимова О.С., Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга»

antoncevayun-efimovaos-art28tv-28042024

Рубрика: Творчество в социальной работе

Выпуск 04 (92)/2024


Листаем архив СОННЭТ
  • Опыт знакомства детей-инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 1.
    Антонцева Юлия Николаевна, Ефимова Ольга Сергеевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга» Культовая архитектура, как символ религиозных устоев «Храмы — это духовные школы, врачебницы, просветительные места, дорожные станции для путешественников неба, дома благотворительные, где оказываются нам величайшие благодеяния и пособия благодатные для приготовления к водворению
  • Польза канзаши в развитии ребенка
    Айдарова Светлана Валериевна, социальный педагог, ОГБУ СО «СРЦН Заларинского района», Иркутская область, рп. Залари Польза канзаши в развитии ребенка
  • Пластилинография с использованием природного материала
    Андреева Ольга Владимировна, социальный педагог, ОГБУ СО «СРЦН Заларинского района», Иркутская область, рп. Залари Пластилинография с использованием природного материала
  • Цикл занятий «Чудеса из соленого теста»
    Кучерявенкова Елена Валерьевна, специалист по социальной работе, отделение дневного пребывания молодых инвалидов ГОАУСОН «Мурманский КЦСОН» Цикл занятий «Чудеса из соленого теста»
  • Путешествие по «Маленькой Венеции!»
    Антонцева Юлия Николаевна, Ефимова Ольга Сергеевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург Путешествие по «Маленькой Венеции!»
Опыт знакомства детей-инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 1.
Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
5,00 в среднем на основе 19 отзывов
Загрузка...

Опыт знакомства детей-инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 1.: 11 комментариев

  • 28.04.2024 в 10:11 пп
    Постоянная ссылка

    Прочла на одном дыхании! А я, благодаря рассказу, вспомнила,как впервые в жизни слушала орган.
    Возвращаясь к рассказу, хочу отметить то, с какой теплотой автор пишет о детях. Словно Юлия вместе с ними проживает эмоции и чувства!

    Ответить
  • 30.04.2024 в 1:04 дп
    Постоянная ссылка

    Пожалуй, больше всего меня порадовало и удивило, что ребята, несмотря на то, что, судя по двум примерам в начале, в основном не были воспитаны в понимании культурных ценностей и достояний города, связанных с религией, и на экскурсии в музее религии и при общении с Отцом Димитрием проявили и интерес, и уважительное отношение. По одному этому становится очевидным, насколько важна описанная работа с юными жителями Петербурга. Очень жду продолжения.

    Ответить
  • 30.04.2024 в 1:48 дп
    Постоянная ссылка

    Замечательный и нужный опыт.
    Как удачно сложились обстоятельства и сделаны правильные выводы.

    Ответить
  • 30.04.2024 в 2:16 пп
    Постоянная ссылка

    Замечательная статья!
    Описано с душой и теплом. Подмечены все маленькие, но очень важные детали. Спасибо за знания! Ждем с нетерпением продолжение…

    Ответить
  • 01.05.2024 в 3:43 пп
    Постоянная ссылка

    Работа отличная! Замечательный, бесценный материал. Спасибо за экскурсию. Желаю успехов в работе.

    Ответить
  • 01.05.2024 в 4:44 пп
    Постоянная ссылка

    Замечательная статья! Читаешь на одном дыхании. Благодарим авторов за работу, такая социализация детей очень важна.

    Ответить
  • 01.05.2024 в 8:09 пп
    Постоянная ссылка

    Очень интересная, полезная, познавательная экскурсия! Очень важно и полезно приобщать с детства к культуре и различным религиям, а также учить терпимости и толерантности!

    Ответить
  • 02.05.2024 в 12:55 дп
    Постоянная ссылка

    Какая плодотворная и важная работа проделана с детьми. Ценный опыт. Благодарю за возможность читать такой интересный материал.

    Ответить
  • 04.05.2024 в 9:52 пп
    Постоянная ссылка

    Большая и важная работа проведена для детей по данной теме. В начале подмечено, что, оказавшись в церкви, дети повели себя по-разному. А в конце наблюдается заинтересованность детей. Могу только представить сколько труда вложено педагогами в реализацию задуманного… Важно, что экскурсовод в музее истории религии сумела оценить уровень знаний детей, заинтересовать и донести информацию в доступной форме. Немало важно, что всё проходило в форме диалога. А какая незабываемая встреча произошла с отцом Дмитрием… Восхищаюсь. Ведь не каждому дано вот так в лёгкой и свободной форме рассмотреть предметы церковной утвари, побывать на колокольне и посмотреть на убранство храма с хоров. Отличный пример по религиозному просвещению детей, как культуры. Даже самой захотелось принять участие в этих мероприятиях. С нетерпением жду продолжения.

    Ответить
  • 07.05.2024 в 1:39 дп
    Постоянная ссылка

    Спасибо за очень интересный рассказ, который показывает как нужны такие походы, экскурсии, встречи с новыми людьми. Всё это помогает ребятам правильно оценить обстановку, понять где и как нужно вести себя, и почувствовать доброе участие людей в их жизни. И лучше ориентироваться в общественных местах.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.