Деловая игра — эффективное средство профессионального развития будущего специалиста. Авдеев И.Ф. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел, Россия.
Аннотация
В статье рассматривается деловая игра как эффективный метод профессионального развития. Приводятся формы деловых игр, эффективных для обучения специалистов экономических специальностей.
Ключевые слова: деловая игра, формы деловых игр, профессиональное развитие
Задача вуза в третьем тысячелетия — подготовить высокопрофессиональную креативную личность, способную принимать оптимальные решения в любой, порой нестандартной, ситуации. На решение этой задачи направлен весь арсенал форм и методов обучения и воспитания студентов в высшей школе. В этой статье мы рассмотрим одну из форм обучения — деловую игру, которая, на наш взгляд, является эффективным средством развития будущего специалиста.
Деловая игра — это имитация реальной производственной ситуации. В процессе деловой игры каждый из участников призван сыграть ту или иную роль (совершать действия, принимать решения) в соответствии с установленными правилами. В зависимости от цели выделяются деловые игры:
- для практической деятельности (применяются, как правило, для формирования профессиональных навыков);
- исследовательские (в профессиональном обучении способствуют получению новых знаний);
- состязание отдельных участников (как средство формирования правильной самооценки студента, коммуникативных компетенций, подготовка к социализации).
Для организации деловой игры и разработки ее содержания преподавателю следует проанализировать виды профессиональной деятельности, которую предстоит выполнять будущему специалисту. Чтобы не быть голословным, рассмотрим конкретное направление подготовки специальности 38.03.01 «Экономика». Перечислим виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, освоивший программу бакалавриата: расчетно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационноуправленческая, педагогическая, расчетно-финансовая, банковская, страховая. [1]
Рассмотрим формы деловых игр направленных на личностное и профессиональное развитие будущих экономистов.
Групповая дискуссия. Направлена, как правило, на отработку профессиональных компетенций и формирование коммуникативных навыков. Поводом дискуссии может стать, например, профессиональная задача.
Задача: Величина предоставленного потребительского кредита — 6000 д.е., процентная ставка — 10% годовых, срок погашения — 6 месяцев. Найти величину ежемесячной выплаты (кредит выплачивается равными долями). Групповая дискуссия может быть в форме деловой игры «Совещание», «координационный совет», в ходе которых совершенствуется профессиональный понятийный аппарат студентов, расширяются знания о различных направлениях их будущей профессиональной деятельности.
Ролевая игра. Каждому участнику игры предстоит сыграть индивидуальную роль. Организуется, как правило, на занятиях спецдисциплин, наиболее эффективна на этапе подготовки к производственной практике, например, студентам, планирующим практику в банке, будет полезна деловая игра «Менеджер по работе с клиентами». Ролевая игра может стать и итогом производственной практики, своеобразным творческим отчетом, который подготовят студенты.
Салонная игра. Примеры таких игр известны всем, благодаря СМИ («Поле чудес», «Своя игра», «Что, где, когда?»), если говорить о подготовке будущего экономиста, то следует вспомнить игру, популярную в последней четверти прошлого века «Монополия».
Блиц-игра содержит в себе элементы дискуссии и мозгового штурма. В качестве примера рассмотрим бизнес игру «Основы электронной биржевой торговли», которая была проведена нами в рамках дня открытых дверей факультета экономики и управления Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.
Имитируется работа фирм в течение условных 18 месяцев. Из числа 36 участников были сформированы 9 команд по 4 человека.
Состояние компании можно увеличивать путем продажи произведенной продукции на бирже, аукционе или непосредственно другим компаниям. Команды имеют возможности наращивать масштаб и эффективность производства, менять его профиль, привлекать на работу сотрудников других фирм, а также заключать любые договоренности, регистрируя их в окне контроля прецедентов и финансовых преступлений.
Виды ресурсов: Нефть (баррель), Пища (тонны), Электроэнергия (гига Джоули), Валюта (у.е.).
Время в игре измеряется месяцами.1 игровой месяц = 10 минутам реального времени. После 9го месяца предусмотрен 20-минутный тайм-аут. Игра заканчивается по истечении 18 игровых месяцев (3 часа реального времени).
На момент начала игры жеребьевкой 9 команд делят на 3 электростанции, 3 нефтедобывающих компании, 3 фермы. У каждой команды на балансе:
40 баррелей нефти, 40 тонн пищи, 40 гига джоулей электроэнергии, 40 у.е. валюты.
Возможные роли для участников команд:
- Распорядитель производства (совершает операции в операционном окне);
- Игрок на бирже (совершает операции в биржевом окне);
- Участник аукциона (готовит лоты к продаже и совершает операции покупки
на аукционе);
- Торговый агент (исследует возможности сотрудничества и готовит прямые сделки между командами по взаимной договоренности);
- Наблюдатель за рынком (отслеживает динамику рыночных цен на ресурсы,
контролирует общие запасы компании ресурсов и денег);
- Координатор (распределяет ресурсы и задачи между остальными членами
команды, осуществляет непрерывную коммуникацию, ведет бухгалтерский баланс фирмы).
В случае неполной команды несколько функциональных ролей могут совмещаться в одном игроке. В середине игры (после 9-го месяца) всем командам предоставляется 20- ти минутный тайм-аут, в игре наступает пауза. В ходе тайм-аута предлагается открыть централизованный аукцион кадров, приводящий к обмену игроков одинаковых функциональных ролей между командами на условиях финансового вознаграждения. Внутри команд игрокам предоставляется возможность по обоюдному согласию поменяться ролями, кроме перехода в роль председателя — это решается коллективным голосованием команды.
В ходе игры, которая продолжается 3 часа, студентам предоставляется возможность в одной или нескольких ролях будущей профессиональной деятельности, увидеть эффективность принятых ими или командой решений, дать оценку работы своей фирмы и конкурентов.
Практика показывает, что подготовка и проведение Бизнес — игр наиболее трудоемкая и требует немало усилий и времени. Она наиболее эффективна для студентов старших курсов. Болельщики — студенты 1, 2 курсов получают азы будущей профессиональной деятельности, формируют словарь профессиональных терминов, становятся активными членами факультетского коллектива.
Имитационная игра. Имитирует практическую деятельность. На практике обучения основам профессиональной деятельности, проводится на этапе обобщения и систематизации знаний по завершению нескольких тем или раздела спецдисциплины.
Инновационная деловая игра, направлена на поиск новых идей в нестандартных ситуациях. Век компьютерных технологий значительно упрощает создание и организацию игр такого рода. В интернете даже встречаются термины «экономическая бизнес игра».
Бизнес игра — это симуляция рынка ресурсов для тех, кто любит масштабные и умные стратегии. Такая игра позволит будущему специалисту развить навыки общения, обучиться основам бизнеса. Здесь уже играющий сам определяет свою тактику и стратегию в организации производства или бизнеса. О конкуренции в этом случае можно не беспокоиться: экономическая игра объединяет в интернете сотни игроков.
Вот примеры таких игр.
«Коммерсвиль» [2] — это экономическая браузерная онлайн игра. В ней вам предоставляется возможность в одноименном городе построить свою бизнес империю. В игре предлагаются различные предприятия, от киоска до автосалона, оцените свои силы и вперед к вершинам успеха. В случае неудач сделайте правильные выводы и, вероятно, пополните свои профессиональные компетенции либо на занятии в вузе, либо путем самообразования, учтите, непрерывное образование и постоянные тренинги — вот залог успеха.
«Денсис» [3] это экономическая онлайн игра, в в которой одновременно участвует большое количество игроков. Как и в реальной жизни, ведь жизнь будущего специалиста будет протекать в социуме, а не на необитаемом острове. Здесь без мозгового штурма не обойтись, и, как знать, может именно вы сможете предложить бизнес-план развития района, города, региона. Это и будет шагом к профессиональному развитию будущего специалиста.
«Бизнес-мания» [4] — многопользовательская экономическая браузерная игра, бизнес-симулятор и бизнес-тренажер с элементами RPG. Деловая игра объединяет в одном экономическом пространстве тысячи игроков, которые могут сотрудничать и конкурировать друг с другом. В «Бизнес Мании» представлен широкий спектр экономических областей: производство, добыча полезных ископаемых, торговля, строительство и рынок ценных бумаг, в общем, те профессиональные области, которые ждут выпускников экономистов.
В заключении об одном виде творческих заданий для студентов: составление деловых игр. Успешное выполнение такого задания будет служить свидетельством того, что личностное и профессиональное развитие будущего специалиста осуществляется в вузе на достаточно высоком уровне.
Ссылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) от 3 июня 2013 г. № 466. М., 2013.
- Коммерсвиль: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cvgame.net/.
- Финансовый город «DENSIS»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.densis.ru/http://cvgame.net/.
- Бизнес Мания: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bizmania.ru/http://cvgame.net/.
Еще статьи по теме
Научно-методическое сопровождение в сфере социального обслуживания населения
Информационно-коммуникативная компетенция