Психологическое сопровождение неизлечимо больных в хосписе как социально-гуманитарная практика современности. Костригин А.А., Хусяинов Т.М., Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия
Аннотация
В статье обсуждаются особенности паллиативной помощи, в частности, ухода за неизлечимо больными в хосписе. Описываются изменения в философии гуманитарной сферы и появление нового права человека — права на достойную смерть. Особое место уделяется работе психолога-консультанта в учреждениях паллиативной помощи и специфике подготовки специалиста в сфере социально-медицинской помощи неизлечимо больным. Указываются психологические феномены, встречающиеся в работе психолога в хосписе, а также техники и методы работы с пациентами. Обсуждается личность психолога-консультанта.
Ключевые слова: консультирование, личность психолога-консультанта, паллиативная помощь, психологические сопровождение больных, психологические технологии, социально-медицинская помощь, хоспис.
Современные процессы глобализации и информатизации, научно-технический прогресс, изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни современного общества оказывают серьёзное влияние на возрастающее значения сферы услуг и роль знания и информации (возникновение общества знаний или информационного общества), обновляется система социальных и моральных ценностей, растёт степень гуманизма, расширяются права индивида.
Характерным социальным учреждением современного общества являются хосписы и другие социально-направленные учреждения, оказывающие услуги паллиативной медицины, в деятельности которых реализуется новый концепт «права человека на достойную смерть». Более того, реализация в хосписах права человека на «смерть с достоинством» по своему социокультурному значению уже выходит за рамки медицинской реальности. Впервые идея “права человека на достойную смерть” в качестве наброска возникла в философской концепции Локка более 300 лет назад. Но только в последней трети ХХ века возникли хосписы современного типа. Лях К.Ф. отвечает на вопрос, почему только по происшествию такого количества времени возникли столь важные для общества учреждения, используя широко известную мысль Маркса: “Человечество всегда ставит перед собой такие цели, которых может достичь” [1, с. 562].
Идея права индивида на достойную смерть все больше входит в культуру современной цивилизации. Реализация же этого права до сих пор остаётся предметом серьёзных поисков и одной из самых сложных проблем современного человековедения и не может, а тем более не должна сводиться исключительно к проблеме эвтаназии. Важной заслугой этих поисков, в рамках т.н. хосписной философии, заключается в преодолении отрицания и игнорирования смерти и процессов ей предшествующих, а также в формировании у общества нового восприятия смерти как естественной и достойной стадии жизни [2].
Научными предпосылками для формирования хосписа современного типа стали достижения в области эффективного лечения хронической боли (опыт «клинической боли», который возник в конце 1940-х гг.), создание эффективных психотропных средств (начало 1950-х гг.), противораковой радиотерапии и химиотерапии, а также открытия в области медицинской психологии [2, с. 574].
Паллиативная помощь – это особая деятельность по поддержанию клиентов с длительно текущим заболеванием, не поддающимся лечению, а лечение симптоматики является важнейшей социальной, психологической и духовной проблемой. Человечество столкнулось с новым объектом объективной реальности: впервые предметом изучения медицины стало не только протекание болезни, но и процесс умирания пациента [3, с.94].
Кроме всего прочего оказание паллиативной помощи становится достойной и законной альтернативой эвтаназии, сторонников достаточно много, что, например, было выявлено в ходе анкетного опроса в рамках социологического исследования среди жителей города Нижний Новгород [4] или полустандартизированное интервью среди представителей разных профессиональных групп в городе Волгоград [5].
Проблема злокачественного новообразования является общемировой, и ежегодно в мире диагностируется более 10 млн. случаев злокачественных опухолей и это число неуклонно и со страшной скоростью растёт, что актуализирует вопрос о совершенствовании и модернизации социально-медицинской помощи.
Актуальность развития социально-медицинской работы с онкобольными во многом обусловлено необходимостью расширения мер социальной защиты и медицинского обслуживания населения. Оказание подобной помощи основывается на междисциплинарном подходе, который способствует улучшению качества жизни и повышение эффективности терапии.
В России на сегодняшний день действует более 70 хосписов. Зарубежный опыт показывает, что один хоспис должен обслуживать территорию с населением 300-400 тысяч человек. Таким образом, в России сейчас не хватает свыше 500 хосписов (без учета географических особенностей регионов и плотности населения в некоторых из них). Хотя паллиативная помощь также оказывается в более чем 60 кабинетах противоболевой терапии и в специальных отделениях паллиативной помощи в многопрофильных больницах.
По мнению К.Ф. Ляха, хоспис обеспечивает необходимую медицинскую помощь терминальному больному, работает не только с физическими страданиями пациента, но и помогает решить его психологические и духовные проблемы, а также реализует психологическую помощь близким пациента во время его болезни и в период переживания тяжелой утраты [1]. Типичные структура и функции хосписа заключаются в помощи умирающим пациентам на дому; в стационарной помощи тем пациентам, у которых не удается поставить под контроль симптомы, связанные с умиранием; в дневном стационаре, в котором пациенты хосписа не просто находятся в течение дня, пока их родные на работе, но жизнь пациентов здесь наполнена общением, какими-то посильными, интересными для них занятиями; а также некоторые хосписы проводят научную, учебно-методическую и практически-педагогическую деятельность в области паллиативной медицины [1, с. 563].
Для эффективной работы хосписа требуется соответствующий персонал. В перечень работников хосписа входят главный врач, его заместители, врач-эпидемолог, врач-онколог, врач-терапевт, провизор, медицинские сестры, санитары, социальный работник, работники организационно-методического отдела, медицинский психолог [6].
В данной работе ставится задача определения роли психолога в хосписе и описание основных задач психологического сопровождения умирающих в учреждениях подобного типа.
Согласно положению о медицинском психологе хосписа, в обязанности психолога входит [6, с. 418-421]:
а) проведение работы с больными стационара и их родственниками, направленную на “восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных, уделяя особое внимание больным, имеющим факторы риска психических расстройств; психологическую помощь в решении личностных, профессиональных и бытовых проблем больных и членов их семей; оценку эффективности проводимых психологических мероприятий и при необходимости разработку эффективных методов психологического воздействия на больного и членов его семьи” [6, с. 419]; принимать вероисповедание больных, не навязывая своих взглядов в вопросах религии, а также организовывать и приглашать по просьбе больных священнослужителей разных конфессий;
б) проведение работы “с персоналом хосписа, направленную на психологическую помощь персоналу в решении профессиональных, личностных и бытовых проблем; учет влияния психологических, ситуационных и организационных факторов на персонал хосписа в целях создания благоприятных условий работы” [6, с. 420];
в) привлечение волонтеров помощников в хоспис, осуществление их отбора и обучение вопросам и техниками медицинской психологии и деонтологии.
Психолог играет важную роль в рамках хосписного ухода за умирающим. Согласно Ф. де Грааф, в практике психологического сопровождения больных хосписа встречаются разные психологические феномены [6, с. 34-39].
- “Феномен потери личности и контроля”. Пациент может считать себя “никем” т.к. присутствует дезориентация личности, а также потеря контроля над ситуацией и собой. Психолог в данном случае показывает пациенту его уникальность, подчеркивает ценность его, как человека.
- “Феномен бессрочного ожидания”. Пациент испытывает тяжелые переживания в ситуации неизлечимой болезни по причине того, что неизвестен исход болезни и срок. Психолог помогает создать у пациента ощущение полноты бытия, наполнить его жизнь в последние дни.
- “Феномен потери смысла”. Данный феномен проявляется и у пациента, и у его родственников. Работая с пациентом, психолог помогает ему увидеть смыслы в прошлой жизни, что иногда обесценивается больным. Потеря смысла у родственников может достигать пиковых состояний, и задача психолога здесь заключается в переживании горя, принятии смерти больного, а также создание установки на продолжение жизни и поиск смысла дальнейшей жизни, после смерти больного.
- “Феномен конфликта и борьбы с судьбой”. Пациенту необходима помощь в проживании борьбы, так называемое “пребывание вместе”. Больному необходимо найти себя в конце своей жизни, быть собой, и психолог создает условия для аутентичного проявления пациента.
- “Феномен непримирения со смертью”. Психолог работает над этим, чтобы больной смог принять факт смерти, значения смерти в жизни человека, и в жизни конкретного пациента.
Гнездилов А.Е. отмечает еще один феномен: человек, попадая в больницу, лишается дома, лишается обычной жизни, своих близких, которых может видеть теперь только в определенные часы, лишен и привычно окружающих его предметов. В больнице происходит депривация дома. Психолог ставит своей задачей создание домашней обстановки и атмосферы в хосписе, где больной чувствовал бы себя в безопасности [7].
Помимо этого, важным аспектом взаимодействия психолога с больным является определение и оценка, по выражению А.Е. Гнездилова, “психического статуса” больного. Здесь психолог работает с проблемой боли у пациента, тревогами, страхами и прочими состояниями, т.к. у умирающего данные психические явления имеют специфику и к ним необходимо проявить особенное внимание.
Далее Гнездилов А.Е. перечисляет следующие психологические технологии работы с пациентами хосписа [7]: психотерапия средой, психотерапия присутствием, арт-терапия, звукотерапия, а также куклотерапия и сказкотерапия. По его мнению, от психолога требуются следующие профессиональные навыки: терапия присутствием, умение слушать больного, уважение к независимости и признание свободы индивида думать так, как ему хочется, и о том, что для него существенно, утверждение ценности жизни больного, обращение к специальным потребностям больного, оценка сил и возможностей пациента, использование резервов больного и поддержка реальной надежды.
Для эффективной деятельности психолога необходимо владеть не только техниками. Т.к. психолог в рамках хосписа работает с пациентами в форме консультации, то уместно говорить о формировании определенных качеств личности психолога-консультанта, обеспечивающие успешное психолого-консультативное взаимодействие. Так, А.А. Костригин указывает 6 характеристик личности консультанта, общих для разных школ психологического консультирования и психотерапии: аутентичность, конгруэнтность; глубокий интерес к человеку, безусловное позитивное отношение к нему; эмпатия, чувствительность к внутреннему миру другого; зрелость; самопознание; проницательность, интуиция [8, с. 145-146]. Эти характеристики универсальны для всех психотерапевтических направлений, поэтому, овладев этими качествами, психолог-консультант будет способен овладеть и различными психотерапевтическими подходами.
Рассмотрев деятельность психолога в хосписе, можно заключить, что он играет не меньшую роль, чем медицинские и социальные работники. В таких учреждениях, как хоспис, психологические аспекты умирающего человека приобретают, возможно, даже большую значимость, чем его болезненные симптомы. Увидев и рассмотрев специфику психологического сопровождения неизлечимо больного, встаёт вопрос о необходимости специальной подготовки специалистов для этой должности. Сфера паллиативной помощи неизлечимо больных, как для психолога, так и для других специалистов является очень специфичной, поэтому психологу-консультанту необходима особая профессиональная подготовка, резко отличающаяся от других направлений психологической работы, как, например, онлайн-консультирование [9].
Ссылки на источники
- Лях К.Ф. Хоспис: социальный институт постиндустриального общества // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9. №. 4. С. 562-568.
- Мезавцова, Т.В. Хоспис как ценность и медико-психологический институт современной культуры // Актуальные вопросы современной медицины и фармации. Материалы 64-й итоговой научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Витебск: ВГМУ, 2012.С. 573-574.
- Мишаткина, Т.В. Три круга этики / Т.В. Мишаткина // Человек. 2006. № 5. С. 89-98.
- Балабанов С.С., Толокнова Г., Хусяинов Т. Эвтаназия: за и против // VIII научно-практическая конференция «Пушковские чтения» и Симпозиум «Полиморбидность в гериатрической практике: пожилой пациент в общеврачебной практике», сборник работ / Под редакцией Е.Г. Зоткина. СПб., 2012. С. 8-9.
- Яцышева Т.Л. Медико-социальные и социально-правовые аспекты эвтаназии в условиях современного общества / Т.Л. Яцешева, О.В. Салогубова // Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2007. Вып. 6. С. 149 – 152.
- Хосписы. Сборник материалов: литературный обзор, рекомендательные и справочные материалы // Отв. ред. В.В. Миллионщикова, С.А. Полишкис, Е. Кадетова. М., 2011. 528 с.
- Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. СПб., 2002. 162 с.
- Костригин А.А. Личность консультанта в психологическом консультировании // Много голосов – один мир: Сборник научных статей молодых ученых, посвященный Всероссийской молодежной научной психологической конференции. Яр.: Изд-во НПЦ,2012. С.143-146.
- Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Онлайн-консультирование: организационные и психологические аспекты // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем: сб. науч. статей. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 84-88.
- Хисматуллина, З.Н. Паллиативная помощь инкурабельным больным в рамках социально-медицинской работы в онкологии // Современные проблемы науки и образования. 2007. №4. С. 41-45.
Материалы участников II Международной научно-практической конференции “Социальная работа XXI века: теория, практика, перспективы». Секция «Теория и практика современной социальной работы».