Антонцева Юлия Николаевна, Ефимова Ольга Сергеевна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга»
Знакомство с исламом и буддизмом
В религии я верю всему, что могу понять,
а ко всему остальному отношусь с уважением.
Жан Жак Руссо
После встречи с отцом Димитрием были посещения других православных и католических храмов города, расположенных на «Улице Толерантности». Следующей религией, к которой мы прикоснулись, стал ислам. Религия, занимающая по числу последователей второе место в мире. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная книга ислама Коран (арабское «ал-Куран» — буквально: «чтение вслух») — священное Писание мусульман. В нём изложено откровение Аллаха (Бога мусульман), ниспосланное пророку Мухаммаду между 610 и 632 годами посредством ангела Джибриля (Гавриила). Коран состоит из 114 глав, называемых сурами, которые состоят из разного количества (от 3 до 286) ритмико-смысловых единиц — аятов («откровений»).
«Коран имеет важное значение как в мусульманском богословии, так и в повседневной жизни мусульман, праве, культе, социально-этической доктрине».
Поэтому знакомству с Соборной мечетью Санкт-Петербурга, предшествовала экскурсия в МИРе, посвященная исламу. Уже знакомая нам Юлия Валерьевна встретила нас в музее и провела в залы ислама. В оформлении залов преобладал зеленый цвет, стены были украшены надписями (витиеватой арабской вязью). Под потолком проходил ряд симметрично повторяющихся причудливых завитков в виде стилизованных побегов и цветов. На окнах — деревянные узорчатые решетки-ставни с ритмично повторяющимися отверстиями в виде правильных восьмиугольников (октагонов) и восьмилучевых звезд (октограмм), соединенных между собой фигурными перемычками. В стендах, стоящих вдоль стен, находились: фрагмент кисвы (покрывала, закрывающего стены мусульманской святыни Каабы в Мекке), сосуд для омовения, коврик для намаза, факсимильное издание рукописи Корана Усмана 1905 года, специальная подставка для чтения Корана, миниатюры о пророке Мухамеде и другие экспонаты. В отдельно стоящем стенде можно было увидеть макет Соборной мечети Санкт-Петербурга, что располагается на Петроградской стороне.
По завершении обхода экспозиции Юлия Валерьевна предложила всем присесть на банкетки, стоящие в зале. Она стала рассказывать о Сурах Корана, о Суннах — писаниях, состоящих из повествований, высказываний и деяний пророка Мухаммеда, о символах ислама, об особенностях вероисповедания и правилах исполнения мусульманами молитв – намаза. Вдруг Тони, сидящий на банкетке с краю, молча встал и, обойдя всех, остановился у торца свободной банкетки. Он что-то прошептал, подняв руки до уровня ушей. Немного погодя, он сложил руки на груди, положив правую руку поверх левой, что-то при этом продолжая нараспев шептать. Затем опустил кисти рук на колени и совершил «руку́» (поясной поклон). Выпрямившись, он повторил те же телодвижения ещё несколько раз. Юлия Валерьевна на мгновение прервала рассказ. Немного понаблюдав, она показала жестом, чтобы мы не подходили к нему, и продолжила своё повествование. Позднее она пояснила, что Тони совершал намаз. Дети, не заметившие ухода товарища, тихо сидели в ожидании продолжения рассказа. И только Артём, оставшийся без соседа, вертел головой, посматривая то на Тони, то на нас, пытаясь понять, что происходит. Через некоторое время Тони, забравшись коленями на банкетку (ею он воспользовался как ковриком для намаза), и продолжая шептать, стал совершать «саджда» (земные поклоны), ставя на банкетку ладони и опуская между них голову. Прошло ещё несколько минут, и Тони вернулся на своё место. А Юлия Валерьевна, завершив повествование, подвела всех к макету Соборной мечети и немного рассказала о её истории и особенностях исламского богослужения. Мама Тони, пришедшая за ним вечером, подтвердила, что он посещал мечеть, знает короткие Суры и умеет совершать намаз.
Непосредственное знакомство со зданием мечети для этой группы детей состоялось несколько позже, во время прогулки по Александровскому парку. Наша прогулка по парку была запланирована от здания Планетария до Троицкой площади, с посещением экспозиции под открытым небом «Петербург в миниатюре» или, как называют её горожане, «Мини-город».
В «Мини-городе» собраны самые главные петербургские достопримечательности, уменьшенные в 33 раза. Из камня и металла выполнены макеты Петропавловской крепости на Заячьем острове и здание Биржи с Ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова, здания Зимнего дворца и Главного штаба со стоящей посередине площади Александровской колонной, здания Адмиралтейства и Исаакиевского собора, Сената и Синода, Михайловского замка и соборов Спаса-на-крови и Казанского. Плитами полированного гранита обозначены поверхности рек: Нева, Мойка, Фонтанка и канала Грибоедова. Любой посетитель может не только помериться ростом с любым сооружением, но и в мельчайших подробностях изучить архитектурные особенности достопримечательности, осмотрев или ощупав её. А чтобы всё это архитектурное великолепие не пострадало от чрез-чур любознательных посетителей, «Мини-город» сторожит монументальная фигура Св. Петра, присевшего за оградой на камень и держащего в руках ключи от рая. А за «Мини-городом» вокруг большого стола с картой Санкт-Петербурга расположились великие зодчие, жившие и работавшие в разное время, но оставившие заметный вклад в облик города. Около стола стоят Воронихин, Баженов, куда-то спешит Растрелли, а за столом в парике с буклями сидит Трезини, держащий в руке циркуль, а с пером в руке рядом с ним расположился Росси. Напротив них сидит Тома де Томон. Слева и справа, боком к столу присели Монферран, закинувший ногу на ногу, и Захаров, правая рука которого опирается на трость, а на столе полями вверх лежит его цилиндр. Взгляды всех, кроме Тома де Томона, устремлены на свои творения, а Тома де Томон рассматривает на карте стрелку Васильевского острова. Между ним и Захаровым свободный стул, на который может присесть всякий желающий. Все фигуры в натуральную величину. С ними можно «поздороваться», «обняться» и даже вступить «в общение», присев на свободный стул.
Дети с восторгом бродят по «Мини-городу», ведь здесь можно «посуху» обойти все соборы и дворцы, помериться ростом с «Александрийским столпом», с высоты собственного роста осмотреть снизу до верху исторические достопримечательности, заглянуть в окна их верхних этажей, или изучить в деталях крыши и купола. А пройдя к скульптурной композиции с зодчими, можно пожать руку Воронихину, обнять Монферрана, посидеть рядом с Тома де Томоном и… обследовать цилиндр Захарова. Но в нашем распоряжение остается около получаса. Собрав детей у Св. Петра, мы расстаемся с «Мини-городом» и прощаемся с зодчими. Нам пора направить свои стопы к следующему архитектурному объекту, который планировали посетить. Это Соборная мечеть Санкт-Петербурга, находящаяся в пяти минутах ходьбы от «Мини-города». Обходим здание метро «Горьковская» и направляемся к подземному переходу под Каменноостровским проспектом. Поднимаясь по ступеням перехода на другой стороне проспекта, видим, как на фоне плывущих по небу облаков из-за деревьев возникают минареты и купол здания мечети.
Соборная мечеть Санкт-Петербурга (среди коренных горожан – Татарская мечеть) очень необычное, невероятно величественное и красивое здание с двумя башнями – минаретами, высоким куполом, увенчанным позолоченным полумесяцем, изумительнейшими входными порталами. Наружные стены мечети отделаны фактурным серым гранитом темного цвета. Купол, входные порталы, вершины минаретов выложены изящной керамикой от небесно-голубого до темно-синего оттенков и украшены живописным геометрическим и растительным орнаментом. Глубокая стрельчатая ниша с полуовальной аркой главного входа устремлена вверх. Над входами и в проемах между дверьми витиеватой арабской вязью приведены суры из Корана. Соборная мечеть Санкт-Петербурга самая северная в мире и одна из самых крупных в Европе. Построена мечеть в соответствии с канонами средневековой исламской архитектуры Средней Азии. За основу был принят архитектурный ансамбль знаменитой усыпальницы Тимуридов в Самарканде. Торжественная закладка здания произошла в феврале 1910 года. Первое торжественное богослужение, приуроченное к празднованию 300-летия царской династии Романовых, было проведено, не дожидаясь завершения отделки, 21 февраля 1913 года в присутствии эмира Бухарского и других почетных гостей. Из-за Первой мировой войны, революционных событий и последующей Гражданской войны отделочные работы, мозаичное оформление и изготовление чугунной ограды вокруг территории удалось завершить только через 7 лет. Тогда же, в 1920 году, начались регулярные богослужения, а сама мечеть предстала перед жителями города во всей красе. Богослужения были прекращены в начале сороковых годах. Здание мечети, как и другие культовые сооружения использовалась под складские помещения. Вновь богослужения возобновились в 1955 году. В 1968 году здание мечети получило статус охраняемого государством памятника архитектуры.
Внимательно рассматривая архитектуру и оформление, мы обошли здание, полюбовались красочностью входного портала. Поинтересовались возможностью пройти внутрь. Но оказалось, что «Посещение мечети с туристической целью ограничено». Для посещения надо было договориться с администрацией заранее. Поэтому ещё раз обошли мечеть вокруг. Дима, запрокинувший голову и разглядывающий минарет, спросил: «зачем нужны эти столбы с окнами наверху?». Мы напоминаем ему, что рассказывала на экскурсии в МИРе Юлия Валерьевна о минаретах. С минарета муэдзин, служитель мечети, пять раз в день призывал верующих к молитве. Кто-то из мальчиков поинтересовался высотой минарета и, услышав, что около пятидесяти метров, провозгласил: «Как у бабушки! Она живет на пятнадцатом этаже. Папа говорит, что её балкон на пятидесятиметровой высоте». Затем, помолчав, сочувственно сказал: «Это ж надо! Туда и обратно по лестнице пять раз в день! И не тяжело?» Реплика вызвала недовольное ворчание Тони. Завершив осмотр мечети, мы прошли к Троицкой площади. Там свернули к Каменноостровскому проспекту и, перейдя его, по дорожкам Александровского парка, вышли к зданию Университета Правосудия, где нас ждал автобус. «Ворчание» Тони удалось успокоить только сидя в автобусе. Разъяснили, что сегодня муэдзины уже не карабкаются по десяткам ступенек, чтобы возвестить о начале молитвы. Их призыв транслируется через громкоговорители или посылаются на мобильные телефоны. А минарет сегодня лишь элемент архитектуры. Внутри мечети мы побывали, но уже с другой группой детей, без «ворчуна».
Следующим культовым объектом, с которым мы познакомились, был действующий Санкт-Петербургский дацан — буддийский храм. Сегодня в нем, после десятилетий использования его здания и территории не по назначению, проживают буддийские монахи — ламы. Там же проводятся их собрания (хуралы) и встречи с тибетскими учителями. Так же отмечаются буддийские праздники. Желающих приобщиться к этому вероисповеданию знакомят с философией буддизма, а для любопытствующих проводятся экскурсии. Буддизм — одно из самых древних религиозных учений, возникших на более чем пять столетий ранее христианства. В Россию буддизм в форме ламаизма проник в середине XVII века из Тибета и Монголии. Он распространился среди народов, живших на окраинах России. Традиционными регионами России, где исповедуется буддизм, являются Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Калмыкия и Забайкальский край. В качестве религии буддизм получил признание на территории Сибири в 1741 году при императрице Елизавете Петровне. А в 1764 году Екатерина II учредила пост главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. За что бурятские ламы признали обеих императриц воплощением буддийского божества Семиокой Белой Тары, символизирующей исключительную чистоту и мудрость.
От христианства и ислама буддизм отличается отрицанием существования Бога-творца и вечной души. На санскрите слово «Будда» означает «пробужденный». Для буддистов важнейшая составляющая сущности человека — его духовный мир. Своим учением буддизм объясняет как, почему и зачем надо любить и уважать других людей.
Разрешение на строительство дацана в Санкт-Петербурге дал Николай II, провозглашённый буддийскими ламами «Белым царем». Тогда последователей Будды насчитывалось в городе чуть более 180 человек. Строился дацан в 1909—1915 гг. по инициативе выдающегося бурятского ламы и учёного Агвана Лобсана Доржиева. Первое буддистское служение в дацане состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды из бронзы была подарена королём Сиама (Таиланда) Рамой VI. Освящение храма состоялось в августа 1915 года. С наступления революционных событий ламы покинули город, а дацан подвергся разорению. Возвращение дацана обществу буддистов произошло в 1990 году.
Дацан находится в некотором отдалении от центра города, в бывшем пригороде — Старой Деревне. Когда-то это было тихое малонаселенное место в стороне от увеселительных заведений и мирской суеты. Стоит дацан на Приморском проспекте, идущем вдоль правого берега Большой Невки и переходящем за Северо-западным транспортным диаметром в Приморское шоссе, проложенном вдоль побережья Финского залива. От нашего учреждения до дацана ехать минут 35-40. Мы садимся в автобус и отправляемся в путь. Дорога проходит мимо уже хорошо знакомых детям объектов городской среды: ТЮЗа, реки Фонтанки, Садовой улицы, Невского проспекта, Летнего сада с Марсовым полем, Невы с Петропавловской крепостью. А вот и Соборная мечеть. Но мы едем дальше по Каменноостровскому проспекту к Большой Невке. Проехав её, сворачиваем на Ушаковский путепровод и, выехав на Приморский проспект, через 10 минут оказываемся на парковке недалеко от большого здания, выделяющегося своей загадочностью и богатством отделки.
Большинство детей к моменту посещения дацана уже побывали в храмах разных христианских конфессий, и без труда различали православные и католические храмы. Не стеснялись делиться впечатлениями о посещении других церквей. Некоторые познакомились с мечетью и синагогой. Заходя в очередной храм, дети понимали, как надо себя вести. А при необходимости спрашивали, что можно, а чего не стоит делать. Дацан же, с самого начала знакомства с ним, своей архитектурой, необычностью оформления, как здания храма, так и его территории вызвал у детей нескрываемое удивлённое и восторженное ожидание чего-то невиданного, сказочно-волшебного. И, похоже, их ожидания сбылись.
Полностью симметричное в плане трехэтажное здание своим красочным и богато оформленным входным порталом сориентировано четко на юг. С северной стороны, над трапециевидной четырехэтажной пристройкой, возвышается башня, увенчанная позолоченным шпилем. Фасад обложен грубоколотыми блоками красно-бурого гранита, с поясом в цоколе из полированных блоков розового гранита. Над окнами нависают красочные тёмно-красные сандрики. Ярко выделялись темно-красные фризы карнизов и ограждений балконов, украшенные магическими зеркальными дисками. Перед красочно оформленным четырехколонным входным портиком здания разбит сад. Территория дацана, с расположенными на ней зданием храма и садом, окружена по периметру красочной оградой. Местами она из оштукатуренного камня, а местами из кованых решеток, увенчанных трезубцами. Над воротами красуется величавое название дацана: ГУНЗЭЧОЙНЭЙ. Что является аббревиатурой словосочетания, переводимого с тибетского как: «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-отшельника». Петербургский дацан — самый северный буддийский храм на планете, первый и самый крупный в Европе. В 2015 году по словам настоятеля петербургского Дацана Буды Бадмаева, «в России проживает около миллиона буддистов, в Петербурге — около 15 тыс.».
Далее мы проходим вдоль западной стороны забора и оказываемся у калитки, через которую попадаем на территорию дацана. Перед нами юго-западный угол храма и сад. В саду, перед лестницей входного портика храма, на постаментах, располагаются фигуры сидящих львов. Вдоль забора сада видны красные двускатные навесы с множеством красочных цилиндров. И все это сочетается со строгостью подстриженных газонов, ухоженных деревьев и аккуратных пешеходных дорожек. У детей заметен живой интерес к саду. Но… все передвижения на территории дацана совершаются по часовой стрелке. Или, как говорят ламы, «по следу света солнца, освещающего ваш путь». Поэтому мы сворачиваем налево и начинаем обход здания, чтобы выйти к саду с восточной стороны.
Подходя к северо-западному углу здания, видим конструкцию, похожую на каркас садовой беседки из деревянных стоек и перекладин, между которых висят разноцветные флажки. Подходим и обступаем конструкцию. Рассматриваем флажки. Кто-то замечает, что флаги пяти цветов: белого, красного, синего, желтого и зеленого, а в центре каждого флага есть изображение скачущего коня. На информационном планшете читаем, что здесь вывешены молитвенные флаги Лунгта, что переводится как «Конь Ветра».
Цвет флага определяется датой рождения человека, вывесившего флаг. Вывешивание Лунгта символизирует пожеланий победы над злом и избавления от страхов. А так же ожидания удачи в преодолении преград на земном пути.
По поверью буддистов, «Конь Ветра, мчась на крыльях ветра разносит по всему свету молитвы и добрые пожелания для всех». На флагах можно писать имена тех людей, кому хотят посвятить молитвы. Тогда Лунгта принесёт удачу, счастье и здоровье всем. И тем, кому он посвящается, и тем, кто его вывесил. Про испытавшего в жизни удачу, успех и счастье говорят: у него хороший Лунгта. А кому удача не сопутствует, необходимо развесить побольше молитвенных флагов и попросить об этом своих друзей.
Обойдя здание, мы снова оказываемся в саду. Мы подходим к навесу с рядом вертикально установленных красных цилиндров, на которые дети обратили внимание ещё при входе в сад. Это молитвенные барабаны — хурдэ. Проходя мимо хурдэ, надо его крутануть правой рукой по часовой стрелке. При этом мысли должны быть направлены на светлые, чистые, хорошие и добрые желания. Внутри каждого хурдэ лежит записка с мантрой — «спасительным средством для ума». По буддийским повериям, произнесение мантры (недлинного текста от 1 до 100 слогов на санскрите — древнем языке Индии) — может благотворно подействовать на личность произносящего. А один оборот хурдэ приравнивается к многократному произнесению мантры. Пробуем по очереди покрутить барабаны. «Ура получилось!»- кричат дети, и мы с большим удовольствием снова и снова крутим барабаны.
Обойдя вдоль забора сад и покрутив все хурдэ под всеми навесами, мы снова оказываемся у входной калитки. По буддийским традициям, прежде чем войти в храм, необходимо обойти его не менее трёх раз. Но мы, да простит нас Будда, из-за недостатка времени, завершаем обход и подходим к скульптурам львов. Они сидят напротив углов входного портика, охраняя вход в храм. Слева находится львица, придерживающая лапой разыгравшегося львёнка — в буддизме она символизирует женское начало. Справа лев, опустивший лапу на земной шар: он — символ мужского начала. У львов полуоткрыты пасти, в которых рукой можно нащупать шарик. Поворачивая шарик (по часовой стрелке!) у львов можно попросить благословение. У львицы – на любовь и семейном счастье, на радостное материнство и счастье для своих детей. А у льва – на обретение мудрости, успехов в бизнесе, карьерном росте, стабильности. Несколько ближе к воротам сада стоит курильница с сидящим на её крыше львёнком. Он — символ силы жизни, основанной на любви женщины и мудрости мужчины. Ежедневно по утрам ламы разжигают огонь в курильнице, где сжигают сладости, ароматные масла и другие пряности, благовониями которых кормятся божественные духи, окружающие дацан. В благовониях — молитвы восхваления праведных духов и молитвы укрощения злых духов.
Покрутив шарики, мы прощаемся со львами и подходим к ступеням главного входа. Ступеней десять, и каждая символизирует, что вступивший на неё человек принимает для исполнения одну из десяти буддийских заповедей, следуя которым восходящий приближается шаг за шагом к абсолютному просветлению, моральной и духовной чистоте. Услышав об этом, дети начинают неспешно подниматься ко входному портику из четырех гранитных квадратных колонн, поддерживающих навес, и оказываются перед тремя высоченными входными дверями, разделенными простенками с пилястрами. Колонны, перекрытие, пилястры красочно оформлены. В оформлении использован лепной декор: металлические накладки с лиственным орнаментом, майоликовая плитка. Оказывается, что каждая дверь имеет свое символическое значение. Левая дверь предназначена для входа в храм «с любовью и состраданием». Выходить из храма, «приобретя мудрость», надо через правую дверь. Средняя дверь — для входа «находящихся в союзе любви, сострадании, мудрости и готовых быть полезным другим». Над каждой дверью висят доски с мантрами, начертанными на трех языках: санскрите, тибетском и старомонгольском. Но… реально открыта только средняя дверь. Поэтому, «посчитав» что все мы «полезны другим», входим через неё и, пройдя вестибюль, попадаем в зал молебствий.
Несмотря на скромные размеры зала, в сравнении с христианскими храмами, в нем нас завораживало всё. И огромная статуя Будды, сидящего в алтарной нише напротив входа, и красочные статуи в углах зала, и два ряда квадратных колонн, делящих зал на три части и поддерживающих красиво разукрашенный потолок. Удивляло отсутствие на стенах окон и то, что солнечный свет проникал в зал из большого квадратного проема в потолке через особую остеклённую надстройку на крыше — световой фонарь. Завораживала красочность и богатство убранства всего зала. На стенах, выкрашенных в солнечно-желтый цвет, висят писанные на ткани иконы с изображением буддийских божеств. Вокруг: на стенах, колоннах, между ними и в алтарной нише много различных декоративных аксессуаров в виде раскрашенных полотен, флажков, цилиндров, лент из разноцветных парчовых лоскутов. Световой фонарь имеет плафон и ограждение из стеклянных витражей. Восемь из двенадцати витражей ограждения фонаря созданы по эскизам Николая Рериха, внесшего большой вклад в оформление дацана. На витражах изображены восемь буддийских «символов счастья»: зонт, золотые рыбы, ваза, цветок лотоса, раковина, узел, штандарт (знак победы), колесо с 8 спицами. Перед алтарем стоят столы с ритуальными предметами, посудой с подношениями и небольшими хурдэ. Под световым фонарем в центральной части зала от входа к алтарю установлены два ряда столов. На них разложены колокольчики, дудочки, раковины, чашечки с рисом и другие предметы. Между рядами столов проход к алтарю. Перед некоторыми столами стоят стойки с микрофонами. У каждого стола стоит пуфик. Это места для лам, которые они занимают во время молебствий. В торце каждого ряда стоит баньгу — китайский барабан. Сзади, за колоннами, в левой и правой частях зала стоят скамейки для желающих присутствовать во время молебства.
Дети, оправившись от первого впечатления и оглядевшись, рассыпаются по залу. Кто-то, присев на пуфике, рассматривает предметы на столах лам. Кто-то направился к алтарю, а кого-то заинтересовало оформление стен. За что вскоре все мы получаем замечание от проходившего через зал ламы: «В зале двигаются по часовой стрелке, не шумят, не садятся на места лам, не трогают подношения, не стоят спиной к Будде». Собрав детей и принося извинение, мы в ответ получаем приглашение на экскурсию. Но время на исходе, и мы с сожалением покидаем дацан. Ещё раз оглядев сад, мы направляемся к автобусу.
Продолжение следует. Посещение православного Собора Феодоровской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга и заключение.
©Антонцева Ю.Н., Ефимова О.С. (фото авторов)
Опыт знакомства детей-инвалидов с культовыми сооружениями Санкт-Петербурга. Часть 2. Антонцева Ю.Н., Ефимова О.С., Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района Санкт-Петербурга»
antoncevayun-efimovaos-art19tv-19052024
Рубрика: Творчество в социальной работе
Выпуск 05 (93)/2024
Листаем архив СОННЭТ
- Городские интонации социального. Организация досуга получателей социальных услугДобрый день! Меня зовут Александра Сергеевна Пенкина, работаю специалистом по социальной работе в автономном стационарном учреждении социального обслуживания Омской области “Тарский дом – интернат”. Городские интонации социального. Организация досуга получателей социальных услуг
- Сельские интонации социального. О кружковой работе в доме-интернатеМеня зовут Убаева Анна Сергеевна, и я представляю Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов п.Усть-Ордынский». В рамках проекта «Активное долголетие» я развиваю кружок по плетению из бумажной лозы для наших проживающих. Сельские интонации социального. О кружковой работе в доме-интернате
- Сельские интонации социального. Инклюзивная волонтёрская видеостудия «Свой среди своих»На базе областного государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского», который находится в Белгородской области, Белгородском районе, селе Весёлая Лопань, в 2023 году была создана инклюзивная волонтёрская видеостудия «Свой среди своих». Сельские интонации социального. Инклюзивная волонтёрская видеостудия «Свой среди своих»
- Городские интонации социального. О проекте «Шаг навстречу»В декабре 2018 года вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в РФ до 2025 г.»[1] В этом документе содействие развитию и распространению добровольческой (волонтёрской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодёжной политики. Городские интонации социального. О проекте «Шаг навстречу»
- Городские интонации социального. Волонтёры ПриазовьяВолонтёры «серебряного возраста» – активные и инициативные граждане пожилого возраста, способные работать на благо общества в различных сферах жизни. С целью вовлечения их в деятельность по решению актуальных социальных задач, стимулирования активного долголетия пожилых граждан, на базе ГБУ СО КК «Ейский КЦСОН» в апреле 2019 года была разработана и активно реализуется Программа работы клуба для
Очень достойная и познавательная работа, читать очень интересно.
Всё замечательно! Проделана большая работа, которая не оставила меня равнодушной…))) Огромное всем спасибо!
Описан интересный опыт работы.
Грамотно составлен маршрут следования, видно детям очень интересно! Спасибо большое за познавательную статью.
Я стала постоянной читательницей работ Ю.Н. Антонцевой и О.С. Ефимовой. Их работы завораживают. Снова поучилась вместо с детишками из группы. Очень много новой интересной информации. Считаю что кроме чисто просветительских целей подобные экскурсии учат так же и терпимо относиться к представителям других религий. Ребёнок вырастет и сам решит, во что ему верить, во что нет, но ваши ребята уже сейчас знают, что каждая религия интересна и привлекательна по-своему, и её представители всегда заслуживают уважения. С огромным интересом прочитала про Намаз мальчика Тони. То есть, была продемонстрирована не только теория, но и практическое её применение. Большое спасибо за статью и за вашу деятельность. С нетерпением жду продолжения.
Очень интересная, плодотворная проделана работа. Как будто сама побывала на этой экскурсии… Чувствуется, что дети получают большое удовольствие от таких экскурсий. Такие мероприятия очень нужны! Спасибо!