Развивающий кинект: оценка влияния игровой системы «кинект» на реабилитацию детей-инвалидов. Богданова Наталья Валерьевна, специалист по социальной работе ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» г. Снежногорск, Мурманская область.

Одним из любимых развлечений для детей во все времена были и остаются игры, в том числе и спортивные. К сожалению не все спортивные игры могут быть доступны детям — инвалидам.

И, в своей деятельности по физкультурно-оздоровительной и социально – медицинской реабилитации, мы нашли хорошую альтернативу для активизации и развития двигательной активности детей – инвалидов посредством игры.

Проанализировав результаты диагностики воспитанников, был сделан больший акцент на игровую методику реабилитации. Найдены, на наш взгляд пути решения проблем реабилитации детей — инвалидов, которые, в конечном счете, позволили лучше адаптировать их к жизни в современном обществе.

Хорошей альтернативой физкультурно — игровой и социально – медицинской реабилитации стали игры с использованием игровой консоли Xbox360 с бесконтактным сенсорным контроллером Kinect. Данный контроллер позволяет при помощи устных команд, движений тела или рисунков управлять игрой.

Благодаря программному обеспечению устройство четко распознает голоса и движение. Микрофонная решетка позволяет не использовать микрофон и наушники, а также подавляет все посторонние шумы.

Для игры не надо использовать клавиатуру, мышку, управление игрой происходит с помощью рук, ног и голоса ребёнка. Во время игры на приставке контролер распознает от 1 до 6 человек, что позволяет детям участвовать как в одиночку, так и в командных играх.

Кинект-игры — это отличная физическая нагрузка, развитие ловкости, внимания, мышления, здорового соревновательного духа и командной игры. Здесь не нужно сидеть с джойстиками, наоборот — свободные руки и свобода движений для управления всем тем, что происходит на экране. Большой плюс таких занятий в интерактивности подачи, и в том, что ребенку совершенно не скучно выполнять нужные движения. А за счет игровой мотивации он способен удержать внимание дольше, что важно в нейропсихологической коррекции

Нами пока используются две игры – это Adventures и Dance Central (дословный перевод: Приключения и Центральный танец).

Adventures -это спортивная игра, которая представляет собой набор из пяти приключений и спортивных игр. Игра использует движение всего тела и позволяет игроку участвовать в различных мини-играх.

В одном из квестов дети, находятся в стеклянном помещении, в стенах которого различные виды рыб делают пробоины. Задача детей успеть закрывать пробоины ладошками рук.

Задача этого квеста – добраться по реке до цели через препятствия. Препятствия вынуждают детей прыгать на порогах и совершать наклоны: вниз, вправо, влево. Далее меняется пейзаж, движущаяся опора, препятствия вынуждают совершать те же двигательные действия, но процесс усложняет еще сбором фишек.

Dance Central — это игра, где ребенок может выучить танцевальные движения и имеет возможность танцевать на танцполе с профессионалами. Сенсор улавливает каждое движение и изменением цветового сопровождения подсказывает, где что исправить, чтобы получился идеальный результат!

Таким образом, применение игровой консоли Xbox360 с бесконтактным сенсорным контроллером Kinect, в рамках физкультурно-оздоровительных и социально – медицинских мероприятиях, имеет целый ряд преимуществ помимо вышеперечисленных технических моментов:

Использование сочетания музыки и танцевальных движений в качестве терапии, дали положительные результаты на социальные отношения и улучшили навыки общения. По сравнению с традиционными методами восстановительной реабилитации, использование виртуальной реальности и видеоигр в реабилитации, представляется более эффективным для детей с аутизмом, ДЦП или синдромом Дауна.

Каждый ребенок любит играть в игры. Это частично соответствует схеме повторяющегося и стереотипного поведения детей с аутизмом. Через игру мы можем войти в контакт с детьми с аутизмом и помочь им формировать социальное поведение.

Дети по окончанию игры постепенно знакомятся с новой информацией, которая помогает им учиться повышать чувство собственного достоинства, самопонимание автономности и независимости. Кроме того, через игру, дети с аутизмом знакомятся с различными предметами и понятиями, которые постепенно включаются в их повседневную жизнь. Использование компьютера, который генерирует виртуальную среду, не включает в себя связь «лицом к лицу», которая уменьшает социальное взаимодействие. Данный контролер позволяет при помощи устных команд, движений тела или рисунков управлять игрой.

Игра дает возможность ребенку чувствовать себя реальным участником событий, что очень важно для большинства детей, имеющих ограничения в жизнедеятельности. Яркие, насыщенные цвета, весёлая и заводная музыка создают радостное настроение, чем побуждают ребят к действию. Красочное и детализированное оформление помогает ребенку расширить свой кругозор, углубляет представления о законах и правилах окружающего мира.

Кинект — игры помогают ребенку развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, повышают двигательную активность. Содействуют укреплению здоровья через естественную потребность в движении.

В группе дневного пребывания детей – инвалидов ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» получают комплексную реабилитацию несовершеннолетние с характером и патологией заболевания аутизма,  детского церебрального паралича (ДЦП), синдрома Дауна, а также дети – инвалиды со сложной структурой дефекта.

Занятия по физкультурно-оздоровительной и социально – медицинской реабилитации, проводятся на протяжении всей комплексной реабилитации воспитанника, с периодичностью занятий 2-3 раза в неделю, длительность одного занятия составляет 30 минут.

Для того, чтобы оценить качество и результат игрового процесса воспитанников с различными нарушениями, используется еженедельное диагностирование. Результаты диагностики показывают, что использование инновационных компьютерных видеоигр на основе Kinect являются одним из перспективных разработок и технологий реабилитации детей – инвалидов. Игра даёт возможность выполнять поставленные задачи, улучшать социальные навыки и связи, а также помогают детям – инвалидам значительно улучшить навыки самообслуживания, мобильности и социальной адаптации.

Информация о воспитанниках:

Тип заболевания Кол-во Пол Социальная

адаптация

Самообслуживание  

Мобильность

М Ж
Аутизм 4 2 2 3

(75 %)

3

(75 %)

4

(100 %)

ДЦП 1 1 0 1

(100 %)

1

(100 %)

1

(100 %)

Синдром Дауна 2 2 0 2

(100 %)

2

(100 %)

2

(100 %)

Сложная структура дефекта 3 0 3 2

(66 %)

2

(66 %)

3

(100 %)

При использовании инновационных компьютерных видеоигр на основе Kinect ребёнок — инвалид становится полноправным участником процесса восприятия, он находится в самостоятельном поиске для расширения своих возможностей, а задачей специалиста становится создание условий для их инициативы.

Применение интерактивных форм и методов способствует процессу активизации познавательной деятельности, обеспечивает взаимодействие и взаимообогащение. Результат комплексной реабилитации свидетельствует об эффективности интерактивной модели, при которой не только учитываются способности и возможности детей — инвалидов, но и осуществляется развитие их личности.

Таким образом, интерактивные методики — это новые коррекционные подходы, новый образ методического мышления в реабилитации детей-инвалидов. В сочетании с традиционными методиками и технологиями они создают богатую окружающую обстановку — развивающую среду. Это важное условие подготовки ребенка — инвалида к будущей самостоятельной жизни и деятельности, как в умственном, так и в физическом планах.

Развивающий кинект: оценка влияния игровой системы «кинект» на реабилитацию детей-инвалидов
Рейтинг статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Пока оценок нет
Загрузка...
Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На этом сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии, которые для удобства сохраняют сведения о ваших действиях на сайте. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.