Статья Дроновой Т.А., учителя высшей категории, г. Дубовки, Волгоградской области
Существующая в настоящее время потребность в воспитании не только образованного человека, но человека, обладающего чувством самоуважения и уважаемого окружающими привела к актуализации проблемы воспитания у учащихся умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять людей другой национальности, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Воспитание толерантности — общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов — учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и других специалистов. Им в этом труднейшем деле остро необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во-вторых, представление о возможных средствах — технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях, в-третьих (и здесь особая и немалая проблема!), толерантность необходима и самому педагогу — во всей неразрывности личностного и профессионального.[1]
Толерантность многогранна как по содержанию так и по форме. В переводе с латинского толерантность означает терпение. Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то найдем три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость».
Философский энциклопедический словарь так определяет понятие толерантности: «1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознанием надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды». ».[2]
Толерантность — это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным,
политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Но обладает ли образовательное учреждение, в первую очередь первого уровня образования, существенным потенциалом для формирования установок толерантного сознания, гражданского поведения у подрастающих поколений?
Чтобы в образовательном учреждении развивались взаимоотношения, построенные на ценностях толерантности, необходимо придерживаться определенных правил:
-политическое образование;
-позитивное отношение к национальному своеобразию;
-ответственность воспитание толерантности;
-развитие понимания другого;
-внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей;
-сознание позитивной атмосферы в образовательном учреждении.
Учебные цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а так же к утверждению производных от толерантности.
Воспитание толерантности предполагает формирование у учащихся навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к социальным конфликтам.
А как обучать толерантности и из чего она складывается? Выделяется семь направлений обучения толерантности:
-толерантность;
-знакомство;
-уважение различий;
-понимание индивидуальной неповторимости;
-взаимодополняемость как основная черта различий;
-взаимосвязь как основа совместных действий;
-культура мира.
Эти семь направлений толерантности характеризуются постепенным подходом к обучению толерантности и миру. Толерантность — всего лишь порог, через который обучающиеся могут шагнуть в более широкие и глубокие области знания, пройдя которые, они многое поймут и смогут своим поведением создать те отношения, на основе которых формируется гармоничное общество. [3]
Толерантность многообразна как по содержанию, так и по формам ее проявления.
Этническая толерантность принадлежит к основным видам толерантности наряду с толерантностью политической, религиозной, культурной, расовой. Как нравственный принцип мышления и поведения этническая толерантность является предметом философской этноэтики. Анализируемая здесь в контексте нравственных устоев личности и общества этническая толерантность неразрывно связана с мировоззренческими представлениями об этнической реальности и месте в ней индивида как этнофора.
Этническая толерантность предполагает воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, ценности и достижения, и в то же время – постижение многообразия культурного и этнического мира, отказ от противоположности «меньшинство – большинство», принятие другого вне зависимости от его национальности и вероисповедания, понимания непохожести и единства как двух сторон одного и того же процесса.
Воспитание этнической толерантности — общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, на педагогов: учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др. Таким образом, важнейшая цель воспитания этнической толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это – центральная ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах; это – главный мотив для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это – полная противоположность нетерпимости.[4]
Кто бы ни занимался воспитанием этнической толерантности, будь то правительство, общественная организация, школа или отдельный учитель, при выработке профилактических и целительных мер им необходимо учитывать степень и форму проявлений нетерпимости в конкретной среде.
Обучение этнической толерантности представляет собой:
— признание прав других на жизнь, смерть, свободу и достоинство;
— доброжелательное осознание присутствия в своей социальной среде представителей других культур, признание позитивных аспектов разнообразия;
— умение ценить разнообразные проявления людей другой национальности;
— способность видеть общие, взаимовыгодные для людей различных национальностей, групп цели и интересы и добиваться их достижения;
Понимая этническую толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации. Личность можно рассматривать как субъект системы отношений (по А.В. Петровскому и В.А. Петровскому), в этом случае изучению подлежат:
-внутреннее пространство личности;
-внешнее пространство личности;
-воздействие, которое вольно или невольно оказывает личность на других людей в процессе индивидуальной или совместной деятельности;
Развитие этнической толерантности предполагает обязательное условие-развитие наблюдательности, включающей два плана: наблюдение за человеческими проявлениями, приобретение навыка нахождения и фиксации положительных реакций и действий в других людях и наблюдение за проявлениями собственных эмоций, чувств и мыслей.
Учащийся, способный не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, обладающий позитивной открытостью, успешно преодолевающий собственный эгоцентризм, осознающий свои собственные действия, умеющий сдерживать свою агрессивность, способный осознать многомерность окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения ее людьми, понимать относительность точности суждений, мнений, высказываний, оценок, знать и уважать права, свободы, культуру каждого человека, принимать его таким каков он есть, проявлять терпимость в отношении к любого рода «инаковости».
Смысл деятельности педагога — создание условий не только для формирования и проявления этнической толерантности одного, но и преодоления вызывающе о негативизм в поведении или общении другого. Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта, и объекта толерантности имеет свои причины, и важно (хотя и очень непросто!) преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины.
Литература
- Безюлева Г.В.,Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М., 2002. – 92 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – Т.4. – М.: Русский язык, 1979.
- Абакумова И.В. Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. – 2003. -№3. –С.78-82.
- Мудрик А.В.Общение в процессе воспитания: Учебное пособие для студентов. – М., 2001. – 318 с.